– Доктор Фридман, некоторые эксперты в России считают, что постройка обитаемой базы на Луне – необходимое условие для осуществления пилотируемой экспедиции на Марс. По их мнению, Луна является лучшей стартовой площадкой для марсианского корабля, чем околоземная орбита. Так ли это?
– Трудно найти более дорогой способ попасть на Марс, чем с лунной стартовой площадки. Ведь там не просто придется построить соответствующую инфраструктуру, но и доставить все для этого с Земли. На Луне можно будет отработать системы и действия для последующего применения на Марсе, включая операции на поверхности планеты, использование местных природных ресурсов, взаимодействие между людьми и роботами, а также проведение научных исследований. Однако использование Луны должно быть ограничено отдельными полетами и решением специальных задач. Создавать там какую-нибудь инфраструктуру или базу будет очень большим разбазариванием средств и объездным путем к Марсу.
– Что, по вашему мнению, придаст больший импульс освоению космического пространства, в частности с точки зрения стимуляции интереса людей к этому виду деятельности: возвращение людей на Луну или полет к Марсу?
– Интересы людей уже переросли Луну. Не забывайте – ведь полеты на Луну осуществляли те, кто годится большинству из наших современников в родители, а то и в дедушки и бабушки. Марс – это мир, в котором мы будем искать ответы на вопросы о внеземной жизни и в котором, возможно, когда-нибудь появятся человеческие поселения. Марс будоражит людское воображение. Всякая меньшая цель будет недостаточным оправданием больших капиталовложений из федерального бюджета.
– Почему НАСА, имея достаточно ресурсов и технологических возможностей, чтобы начать подготовку к пилотируемой экспедиции на Марс, решило вначале «вернуться» на Луну? Какие соображения – научно-технические или политические – лежали главным образом в основе принятия данного решения?
– Пилотируемая экспедиция на Марс – это очень масштабное и сложное мероприятие. По мнению НАСА, высаживаться туда без достижения промежуточных целей не будет безопасным и ответственным подходом. Возможно, это правильно – ведь даже в рамках программы «Аполлон» ряд промежуточных задач решался на околоземной орбите. Однако все, что делается на Луне, должно рассматриваться как ступени, ведущие к Марсу.
– В настоящее время Россия рассматривает вариант «гибридной» облетно-орбитальной миссии к Марсу. Вот ее схема: люди не станут высаживаться на поверхность Марса, но будут управлять с его орбиты, с борта корабля-станции флотилией автоматических аппаратов, работающих как на поверхности планеты, так и на ее орбите. Однако критики подобной «гибридной» миссии утверждают, что пролететь такое большое расстояние и не высадиться на Марс будет большим разочарованием как для экипажа, так и для людей на Земле...
– О, это непростой вопрос! На него легче дать ответ в ходе конференции, чем короткого интервью. Кроме того, тут есть и политический момент – как и почему осуществляется такая миссия? С технической точки зрения «промежуточная» база на Фобосе или на околомарсианской орбите не лишена смысла. И если подобная [облетно-орбитальная миссия] явится предтечей экспедиции с посадкой на Марс, то, вероятно, никто не будет разочарован (ведь перед тем, как «Аполлон-11» сел на Луну, к ней летали «Аполлон-8» и «Аполлон-10»).
И наоборот – если «гибридная» миссия будет рассматриваться как конечная цель, за которой не последует полет с посадкой на Марс, то это, полагаю, вызовет общественное разочарование. Однако вход в марсианскую атмосферу, спуск к поверхности Марса и посадка на нее являются очень сложными задачами, а потому промежуточное исследование Марса с его орбиты при помощи автоматических аппаратов, управляемых с борта пилотируемого комплекса, представляется важным промежуточным шагом.
– Но если мы говорим о «гибридной» облетно-орбитальной миссии к Марсу, то нужно ли для ее подготовки использовать Луну в качестве «полигона» для испытания техники, требуемой для подобного полета? Достаточно ли будет опробовать ее на околоземной орбите?
– Если ваш вопрос носит чисто технический характер и если вы спрашиваете мое мнение как инженера, то я соглашусь – все может и должно быть испытано на Земле, на околоземных станциях, и Луна для этих целей не нужна. Но это, может быть, не самая главная часть [подготовки к марсианской миссии].
НАСА утверждает (и, похоже, Россия разделяет подобную точку зрения), что оно должно испытать соответствующие системы вначале на Луне, хотя бы для того, чтобы приобрести уверенность и опыт. НАСА приняло такое решение, а не я, так что мне остается принять его. Но следующий вопрос – как и что делать [на Луне]. Я уже отметил ранее, что всякая деятельность там должна иметь минимальный объем, быть постоянно подчинена задаче непосредственной подготовки марсианской экспедиции и не отвлекаться от этой цели на создание крупномасштабных, инженерных лунных проектов.