Так представлял себе в 1956 г. работу по сбору образцов лунного грунта немецкий (на тот момент уже американский) ученый Вернер фон Браун.
Источник: альбом «Out of Time», 2000 г.
В отечественной пилотируемой космонавтике наблюдается опасная для будущего российской космической программы тенденция: ориентация на Луну как на потенциальный источник полезных ископаемых. Подоплекой данного лунного курса является добыча на спутнике Земли «солнечного изотопа» гелия-3, якобы сулящего невиданные энергетические блага человечеству при использовании в качестве термоядерного топлива. Об астрономических, а главное – неоправданных затратах труда и средств для добычи этого элемента на Луне уже много написано. Достаточно сказать, что получить тонну этого изотопа возможно, лишь перелопатив 100 млн. тонн лунного грунта.
Но, даже если доставить гелий-3 на Землю, неясно, что с ним делать. В настоящее время наиболее перспективным и осуществимым направлением термоядерной энергетики является развитие реакторов, работающих на изотопах водорода – дейтерии и тритии. Оба этих элемента находятся в практически неограниченном количестве в Мировом океане. Один из таких реакторов, Международный термоядерный исследовательский реактор (ITER), уже строится во Франции неподалеку от города Кадараш.
По мнению французского исследователя П.Е.Штотта, высказанном в августе 2005 года в британском журнале «Физика плазмы и управляемая реакция», «даже при самых благоприятных обстоятельствах зажигание реакции (дейтерия и гелия-3) предъявляет... куда более высокие требования к характеристикам плазмы, чем для (начала реакции) дейтерия и трития». С ним полностью согласен академик Евгений Велихов – президент российского научного центра «Курчатовский институт»: «Прежде чем привозить гелий, надо научиться его сжигать, для этого не надо лететь на Луну».
Интересно, что Джон Марбургер – директор Отдела научно-технической политики Белого дома, выступая 15 марта 2006 года перед Американским астронавтическим обществом с речью, посвященной способам привлечь частный капитал к осуществлению официально провозглашенной лунной программы США, специально подчеркнул: «Я не говорю о добыче гелия-3 в качестве топлива для ядерного реактора. Сомневаюсь, что это вообще когда-либо будет выгодно».
Опасность, которую представляют для отечественной космической программы планы добычи гелия-3 на Луне, состоит не только в том, что они могут отвлечь значительные интеллектуальные, производственные и экономические ресурсы страны от осуществления куда более реальных и менее дорогостоящих космических проектов, как, например, пилотируемая экспедиция к Марсу. По словам академика Роальда Сагдеева – бывшего директора Института космических исследований, «нынешнее стремление за лунными полезными ископаемыми способно окончательно дискредитировать пилотируемую космонавтику в глазах налогоплательщиков и политиков, представив ее в виде шулерства, нацеленного на бесконтрольное и неподотчетное изъятие колоссальных средств из государственного бюджета».