0
1505
Газета Наука Интернет-версия

08.11.2006 00:00:00

Орбита Земли – не дело государства

Тэги: космос, луна, марс, сша


Джон Логсдон – член Консультативного совета по коммерческим космическим транспортным средствам при Министерстве транспорта США, а также председатель комиссии по космической политике, праву и экономике Международной академии астронавтики. Он – обладатель одной из высших наград НАСА «За выдающиеся заслуги в служении обществу». В эксклюзивном интервью «НГ» директор Института космической политики в г. Вашингтон доктор Джон Логсдон поделился своими соображениями о перспективах развития космических программ.

– Мистер Логсдон, каков нынешний статус американской программы «возвращения на Луну»?

– В настоящее время НАСА в сотрудничестве со своими международными партнерами разрабатывает стратегию и определяет цели освоения Луны. К декабрю работа в этом направлении должна завершиться. НАСА также решает вопрос – что именно потребуется создать, чтобы лунная программа стала реальностью. Недавно агентство уже подписало контракт на постройку нового типа космического корабля «Орион», который будет использоваться для доставки людей с Земли на орбиту Луны. Так что программа эта весьма энергично движется вперед.

– Почему Америка предпочла вернуться на Луну, где ее представители уже побывали более тридцати лет назад вместо того, чтобы сразу отправить пилотируемую экспедицию, например, на Марс?

– В силу ряда причин. Во-первых, Луна всего лишь в трех днях полета от Земли и может быть использована в качестве полигона для испытаний и отработки технологий, необходимых для полета на Марс. На ней планируется провести немало интересных научных исследований. Некоторые полагают, что там могут быть и природные ископаемые. Кроме того, мы пока еще не знаем, как обеспечить безопасность полета к Марсу. Вот почему Луна является «промежуточной» остановкой.

– Президент Буш заявил, что США начнут осуществлять продолжительные экспедиции на Луну уже в 2015 году с тем, чтобы постепенно увеличивать срок пребывания и работы там своих астронавтов. Насколько велики шансы того, что все именно так и произойдет?

– Если быть совсем точным, то президент Буш поставил перед НАСА цель «вернуться» на Луну между 2015 и 2020 годами. Пока НАСА наметило первый полет на Луну на 2018 год. Возможно, он произойдет и быстрее, если избранный после 2008 года новый президент США выделит агентству больше средств. Однако хочу подчеркнуть – вопрос о нашем постоянном пребывании на Луне будет решен положительно лишь в том случае, если мы найдем там достаточно причин для этого.

– Какая страна – Россия или США – более готова с инженерно-технической точки зрения к марсианской пилотируемой миссии?

– Я бы сказал – никакая. Ни у той, ни у другой нет тяжелого носителя для вывода в космос элементов межпланетного комплекса для полета к Марсу, а запускать их туда с помощью нескольких стартов менее тяжелых носителей, а после соединять на орбите представляется довольно невыгодным. Не до конца ясна и степень радиационной опасности для экипажа. В настоящее время в США, абсолютно точно, не только нет систем, которые смогли бы обеспечить пилотируемую марсианскую экспедицию, но и не ведутся работы по их созданию. Если такие системы имеются у России, то, полагаю, она лучше готова к миссии к Красной планете, чем Соединенные Штаты.

– Глава НАСА Майкл Гриффин неоднократно подчеркивал в прошлом, что любое сколько-нибудь значимое международное сотрудничество в рамках американской лунной программы начнется лишь с поверхности Луны. Придерживается ли он этой позиции и сегодня?

– Ну, какая-то форма международного сотрудничества, конечно, будет. В общем-то, оно уже есть – я имею в виду предварительное исследование Луны с помощью автоматических аппаратов. Но в одном космическая политика США остается неизменной – Америка сама разработает все системы, необходимые для доставки людей с Земли на поверхность Луны. Разумеется, было бы неплохо, если б в наличии имелись и «запасные» транспортные системы. Представьте, что стало бы с Международной космической станцией (МКС), если б у России не было надежного космического транспортного средства после того, как шаттлы прекратили полеты.

– Насколько важную роль играет создание технологий для американской лунной программы в общей стратегии развития науки и техники США?

– Связь между созданием технологий для возвращения на Луну и общим развитием американского научно-технического потенциала не столь очевидна. Это связано с тем, что НАСА избрало предполагающий довольно малую степень риска подход к осуществлению лунных миссий.

– Когда США завершат свою программу исследований на борту МКС?

– Несмотря на то что нынешний бюджет агентства предусматривает прекращение исследовательских работ на МКС в 2015 году, в действительности окончательного решения о продолжительности данных работ пока еще принято не было. Оно будет зависеть от результатов научной и экспериментальной деятельности на комплексе после того, как он будет достроен, а также от состояния бюджета НАСА в грядущие годы.

– Планируют ли США осуществление какого-либо крупного, соизмеримого с МКС, пилотируемого проекта на околоземной орбите, или же все подобные проекты будут теперь за пределами данной орбиты?

– Маловероятно, чтобы американское правительство стало реализовывать в околоземном пространстве какой-либо крупный проект в области гражданской пилотируемой космонавтики. Осваивать «ближний» космос предстоит частному сектору.

– Какой аспект освоения космического пространства представляется сейчас более важным с политической точки зрения: тот, который способствует укреплению самоуважения, утверждению силы и влияния занимающихся космической деятельностью государств, или же тот, который содействует сближению между ними посредством международного сотрудничества?

– Это не взаимоисключающие варианты. Лидерство в рамках международных проектов, особенно если оно умело используется, может быть источником национальной гордости. Поэтому Америке не обязательно в одиночку осваивать космос с тем, чтобы осознавать собственное величие.

Вашингтон–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1406
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1046

Другие новости