Американцы уже на четвертом году эксплуатации МКС приняли решение о возвращении на Луну к 2015–2020 годам и о завершении своих работ на «Альфе» в районе 2015–2017 годов.
Фото NASA
В своем докладе на V Международном аэрокосмическом конгрессе, прошедшем в конце августа этого года в Москве, руководитель Федерального космического агентства (ФКА) Анатолий Перминов затронул тему среднесрочных перспектив развития отечественной пилотируемой космонавтики. «В период с 2016 по 2025 год планируется завершить эксплуатацию МКС и начать создание новой пилотируемой орбитальной инфраструктуры, основным ядром которой должна стать отечественная высокоширотная многоцелевая пилотируемая космическая станция», – заявил Перминов.
В качестве причин для строительства подобного околоземного комплекса глава ФКА назвал следующие: наблюдение за территорией России (экипажи международной космической станции «Альфа» – МКС, летающей на более низкой широте, видят не более 15% этой территории), опытно-промышленное производство материалов, препаратов и веществ со свойствами, недостижимыми или труднодостижимыми на Земле. Кроме того, на новом комплексе планируется развить методы мониторинга Земли из космоса в интересах экономики и социальных потребностей, обеспечить коммерческое использование результатов исследований и экспериментов, а также отрабатывать технологии в обеспечение освоения межпланетных экспедиций на Луну и Марс.
Масштаб и грандиозность перечисленных задач поражает воображение, если б не одно но: все это в той или иной степени уже осуществлялось на семи отечественных околоземных станциях, начиная с «Салюта-1» и заканчивая «Миром». Продолжается работа по данным направлениям и на борту МКС. С функциональной точки зрения основных отличий между предложенным Перминовым новым орбитальным комплексом и его предшественниками два: увеличенное наклонение (широта) траектории полета и опытно-промышленное производство на борту.
Однако, как отметил главный конструктор НПО «Молния» Владимир Скороделов, «все в одном «флаконе» совместить не удастся. Во-первых, наблюдение за поверхностью Земли в настоящее время с успехом выполняют автоматические аппараты за стоимость в сотни раз меньшую, чем пилотируемые комплексы. Во-вторых, научные исследования предполагают наличие на станции экипажа. Но в этом случае на борту не удастся создать такие условия по вакууму и микрогравитации, которые оправдали бы производство на орбите. Индустриальная деятельность в космосе возможна лишь на автоматизированной беспилотной платформе».
С инженерно-конструкторской точки зрения разница между «высокоширотной» и обычной «среднеширотной» станциями не больше, чем между двумя автомобилями «Жигули», один из которых – «пятерка» поехал в Петербург, а другой – «семерка» – в Мурманск. Аналогия эта тем более уместная, если учесть, что «семерка» является лишь немного модернизированным вариантом «пятерки», которая, в свою очередь, практически в неизменном виде сходит с конвейера уже почти четверть века. Результат подобного подхода к отечественному автомобилестроению был образно выражен словами одного японца, который сказал, что в этой области Россия отстала от Запада «навсегда».
Подобно тому, как воспроизводство «пятерки»-«семерки» не может стимулировать автопром, строительство очередного комплекса на орбите нашей планеты не в состоянии создать условий для разработки передовых высоких технологий. Значит, околоземная космонавтика с учетом затрат на ее содержание перестала оправдывать себя не только как средство получения научных знаний, но и как «локомотив», тянущий за собой весь научно-технический потенциал страны. Это очень хорошо поняли американцы, когда уже на четвертом году эксплуатации МКС – фактически первого значительного опыта НАСА по созданию и использованию долговременной станции – приняли решение о возвращении на Луну к 2015–2020 годам и о завершении своих работ на «Альфе» в районе 2015–2017 годов.
Но если какая-либо деятельность не оправдывает вкладываемых в нее средств, она обречена. Вот что ждет российскую пилотируемую космонавтику с «жигулевским» подходом к ее развитию.
Выход есть. У ракетно-космической корпорации «Энергия» имеется уникальный проект пилотируемого облета Марса с максимальным использованием беспилотной исследовательской техники. Срок осуществления – 10–12 лет за сумму, не превышающую 14 млрд. долларов. Именно на этом направлении, обещающем комплексный подъем отечественной науки и техники, должны быть сосредоточены основные усилия отечественной космической отрасли.