К 2030 году выбросы парниковых газов развивающимися странами превысят выбросы развитыми стран.
Источник: Press Kit WWF
Завершившаяся в Монреале Конференция ООН по изменениям климата стала самым крупным мероприятием, которое этот канадский город принимал с 1967 г. Тогда на международную выставку EXPO–67 в Квебек прибыли свыше 50 млн. человек – почти целая Франция. Так же как и 40 лет назад, промышленные компании – частные и государственные – попытались продемонстрировать участникам конференции и всем желающим свои лучшие технологии – новые и уже проверенные временем. В отличие от EXPO акцент на этот раз был сделан исключительно на экологию.
Выставочные стенды в комплексе «Ги Фавро» были открыты для всех с 8 утра до 10 вечера. Комплекс расположен рядом с Дворцом съездов, где делегации почти 200 стран договаривались о том, как сообща бороться с глобальными изменениями климата, и куда вход человеку с улицы был заказан. На узком пятачке между двумя зданиями днем проводили акции «зеленые» – активисты Greenpeace, а также студенты из Европы и Америки, одетые в костюмы полярных медведей. Невозможно было сдержать улыбку, когда они приглашали сфотографироваться на фоне плаката с призывом остановить таяние ледников. Желающие могли «щелкнуться» и рядом с табличкой, объясняющей, что общего между глобальным потеплением и Диком Чейни – вице-президентом воздерживающихся от участия в Киотском протоколе (КП) США. (Для тех, кто не догадался, – много парниковых газов.)
«Корова на колесах»
Когда входишь в комплекс «Ги Фавро», в глаза сразу бросается иномарка с большим пучком соломы в открытом багажнике. Увидев заинтересовавшегося посетителя, приставленная к стенду девушка тут же начинает тараторить: «Спецтопливо для этой машины производится из обычной соломы. На 85% оно состоит из целлюлозного этанола. На рынке сейчас можно приобрести обычный этанол, его вырабатывают из употребляемых в пищу зерна пшеницы, ржи, ячменя и других злаков. А целлюлозный этанол получается из отходов – соломы, листьев...» На вопрос, сколько будет стоить такое топливо, девушка поясняет, что речь пока идет о демонстрационной модели и на реализацию топливо не производится. «В любом случае цена будет меньше стоимости обычного этанола, за который требуют сейчас 54 цента за литр», – отчеканивает она. Полюбовавшись на шикарную «коровку на колесах», подхожу к следующему чуду.
На столе расставлено несколько запечатанных колб с коричневой жидкостью. «Мы делаем дизельное топливо из отходов кулинарии – использованного при готовке масла, а также жира животных. Мы не конкурируем с производителями пищевых товаров. Отбросы так отбросы! Мы просто отделяем с помощью метанолового катализатора глицерин. И получается дизельное топливо, по характеристикам не уступающее традиционному», – рассказывает хозяин экспозиции. «На нашем стопроцентном биотопливе уже ходят автобусы. Это возобновляемый источник нефтепродуктов», – заверяет он.
Снова вижу вдалеке маленькие стеклянные емкости на столе. Еще один «потребитель» отходов. На этот раз не пищевых, а отработавших в двигателях и других автоагрегатах масел. «Молекула нефти практически вечна, так что очищать от примесей отработку можно почти до бесконечности. К тому же на процесс повторной переработки уходит в 1,8% меньше энергии, чем при первоначальном получении масла из сырой нефти. Только в Онтарио можно благодаря этой технологии избегать выброса 780 тыс. кубометров парниковых газов ежегодно», – отмечает представитель компании.
От автомобилей и масел – к стенду канадских атомщиков. Разговор сводится к тому, что атомная энергия по-прежнему остается самым безопасным и наименее влияющим на глобальное потепление источником энергии. «Мы здесь для того, чтобы донести это до участников конференции, среди которых немало противников атома. Как инженер гарантирую, что второй Чернобыль невозможен», – заверяет, отчаянно жестикулируя, девушка за стендом. При этом, по ее словам, она вовсе не против использования энергии ветра и солнца.
Тут же расположились производители солнечных стеновых панелей. Сквозь свою пористую поверхность панель поглощает практически полностью тепло, получаемое в результате нагревания металла на солнце. Тепло затем направляется внутрь здания и служит его обогреву.
Хранить СО2 или не хранить – вот в чем вопрос
Впервые на Конференции ООН по изменениям климата серьезно обсуждались перспективы и способы поглощения и хранения основного парникового газа – диоксида углерода – СО2. Если они докажут свою состоятельность, призывы активизировать энергосбережения станут глуше. Поглощение и хранение СО2 – один из них. Технология состоит в следующем: электростанция, работающая, например, на угле, перехватывает СО2 до его попадания в атмосферу. Под компрессией газ переводят в жидкое состояние. Полученную смесь по трубам или в цистернах можно удалять с территории предприятия для дальнейшей утилизации. Процесс этот, впрочем, также энергозатратный и снижает производительность электростанции в среднем на 8%.
Потери можно частично компенсировать за счет дальнейшего использования диоксида углерода. Так, вступая в реакцию с оксидами металлов, СО2 образует карбонаты, которые впоследствии можно использовать в промышленности. Диоксид углерода также предлагается закачивать под землю, где он вступит в реакцию с водородом, а полученное соединение затем обработает генетически модифицированная бактерия – и получится горючее – метан.
Голландцы придумали подавать отработанную жидкость с СО2 в теплицы. Это хороший усилитель роста, заставляющий розы зацветать на две недели раньше. Наиболее многообещающий способ – закачка СО2 в подземные образования, где разрабатываются или разрабатывались месторождения газа, нефти или угля. Метод уже опробован норвежской компанией Statoil Group и британской British Petroleum. Последняя планирует подавать СО2 в разрабатывающееся нефтяное месторождение в Северном море. Предполагается, что давление, которое при этом создаст газ под землей, поможет добыть дополнительные 40 млн. баррелей нефти. По расчетам ученых, подземные хранилища естественного происхождения способны вместить до 2 тыс. гигатонн СО2, или общий объем выбросов двуокиси углерода в атмосферу всего человечества за 70 лет.
Под перекрестным огнем «пиара»
Делегаты в Монреале не скрывали, что каждая страна опасается негативных последствий изменения климата, но намерена приобрести свою «страховку» как можно дешевле. Развитые страны, уже взявшие на себя обязательства сократить выбросы ПГ в атмосферу в 2008–2012 гг. по меньшей мере на 5% к уровню базового 1990 г., не спешат давать новые обещания по борьбе с климатическими изменениями в посткиотский период (после 2012 г).
С большим трудом главным сторонникам КП – Канаде и Евросоюзу – удалось в последние часы переговоров, затянувшихся до раннего утра, уговорить США присоединиться к диалогу о перспективах дальнейших сокращений выбросов. Это одно из главных достижений монреальской встречи. Ведь США, ведущий производитель парниковых газов в мире (21% от общего объема), до сих пор не только не брали на себя никаких количественных обязательств по снижению загрязнения атмосферы, но и отказывались даже обсуждать такую перспективу. Американцы охотнее готовы вкладывать миллионы долларов в различные проекты, связанные со снижением нагрузки на климатическую систему. И за последние несколько лет уже потратили на них около 20 млрд. долларов. Это, пожалуй, крупнейшие расходы на природу в мире.
Однако многозначные цифры не действуют на «зеленых». Для них конференция в Монреале прошла под лозунгом «Надо защищать планету и без США». Активисты Greenpeace и различных молодежных ассоциаций превращали Америку в посмешище и выставляли ее изгоем и подстрекателем. Делегатам раздавали «телеграммы» с приветом от президента Джорджа Буша, извещающие, что он в Монреаль не приедет, и вообще ждать американцев не стоит. По пресс-центру курсировали молодые люди, которые обеспечивали журналистов сообщениями компроматного содержания о позиции США по Киотскому протоколу. В частности, о попытках американских нефтяных компаний лоббировать создание в Европе организации экспертов, которые убедили бы ЕС отказаться от обязательств по КП. Реализовать эту инициативу будто бы пытается эксперт вашингтонского мозгового центра Институт конкурентоспособного предпринимательства (Competitive Enterprise Institute – CEI) Крис Хорнер. Центр же в ответ выпустил пресс-релиз, в котором осудил «лицемерие» премьер-министра Канады Пола Мартина. «Канада – крупнейший поставщик нефти и газа в США. Если бы Мартин искренне хотел снизить глобальные выбросы парниковых газов, то логика требует, чтобы он выступил против экспорта газа и нефти в Штаты», – говорится в сообщении CEI.
Как бы то ни было, прошедшая конференция вошла в историю как крупнейшая по числу участвовавших в ней делегатов. Монреаль запомнится благодаря одобрению системы контроля за соблюдением странами своих обязательств и запуску трех механизмов КП – совместного осуществления, чистого развития и торговли выбросами, – которые призваны позволить развитым и развивающимся государствам помочь друг другу в реализации их целей по сокращению выбросов. Важно также принятие рассчитанной на пять лет Программы адаптации к климатическим изменениям.
И, конечно, у многих долго еще будет храниться в памяти табличка перед компьютерами в пресс-центре, гласящая, что компьютер питается от энергии ветра...
Монреаль–Москва