Европейское космическое агентство (ESA) разрабатывает собственные проекты новых средств передвижения в космосе.
Источник: Информационный буклет 'The New Way into Space', DFG
Когда 14 января прошлого года президент Джордж Буш-младший провозгласил Луну и Марс в качестве новых стратегических ориентиров космической деятельности Америки, он сразу указал главные цели этой деятельности: «Обеспечить благодаря мощной программе освоения космоса интересы США в области науки, безопасности и экономики». В своей речи глава Белого дома, правда, отметил, что стремление США на Луну и Марс является «походом, а не гонкой», и призвал «другие страны присоединиться к нам в этом походе в духе сотрудничества и дружбы». Но при этом, чтоб прочие государства и в самом деле не подумали, будто их пригласили участвовать в осуществлении лунных и марсианских планов Америки в качестве равноправных партнеров, президент тут же оговорился: «США будут использовать возможности, предоставляемые международным сотрудничеством, в интересах достижения американских целей освоения космоса».
Тогдашний глава НАСА (Американского аэрокосмического агентства) Шон О’Киф был еще более откровенен. Он назвал грядущие экспедиции на Луну и Марс «главным образом американским предприятием. Таково наше намерение, и к этому нас призвал президент: решать национальные исследовательские задачи США. В той степени, в какой нам поможет это сделать участие международных партнеров, мы будем сотрудничать с ними».
Соединенные Штаты не первый раз демонстрируют такого рода откровенное эгоистично-потребительское отношение к международному сотрудничеству. Еще до объявления президентом Рональдом Рейганом в январе 1984 года программы создания космической станции «Фридом» (трансформировавшейся впоследствии в Международную космическую станцию «Альфа» – МКС) руководитель НАСА Джеймс Беггс сказал в 1983 году, что целью этой программы будет «сохранение американского лидерства в космосе». «Если [США] смогут организовать международное сотрудничество [по созданию данного орбитального комплекса], то другие страны будут расходовать свои ресурсы на взаимодействие, а не на соперничество с нами», – пояснил данную мысль Беггс.
Тогда, в начале 1980-х годов, Европа с точки зрения возможностей своего объединенного космического потенциала действительно была еще «младшим братом» США. Кроме того, странам Старого Света нужно было подчеркнуть атлантическое единство со своим главным союзником в условиях очередного обострения холодной войны. Поэтому Европа присоединилась к программе «Фридом».
В начале XXI века ситуация изменилась. Благодаря ракетам-носителям «Ариан» европейские страны стали практически независимы от США в области систем выведения на орбиту, а сотрудничество с Россией позволило этим государствам приобретать опыт пилотируемых космических полетов не только благодаря миссиям на «шаттлах». Более того, в 2001–2003 годах Европейское космическое агентство (ЕКА) в рамках программы «Аврора» уже рассматривало осуществление в основном собственными силами пилотируемой посадки на Луну в 2024, а на Марс – в 2033 годах. Планы эти были в 2003 году пересмотрены находившейся под патронажем ЕКА «Группой определения будущего пилотируемых космических полетов» в сторону приближения даты высадки на Луну – в 2018–2019 годах с основанием на ней постоянной базы в 2025 году.
Европа стала более четко отличать свои интересы в космосе от американских и более последовательно их отстаивать. Поворот США в сторону Луны и Марса не вызвал восторга у стран Старого Света по нескольким причинам.
Во-первых, это еще больше усилило их сомнения относительно приверженности Америки программе МКС, а заодно и возвращению в эксплуатацию «шаттлов». Не исключено, что НАСА сократит количество оставшихся 28 миссий «челноков», и тогда «Коламбус», разработанный ЕКА 13-тонный обитаемый модуль с внутренним объемом 75 кубометров, запуск которого был перенесен на 2006–2007 годы, вообще не попадет на орбиту. В этом случае Европа может вообще потерять интерес к программе «Альфа» и тогда европейский грузовой автоматический корабль ATV, предназначенный для снабжения МКС, так и останется на Земле.
Задержка с запуском «Коламбуса» обошлась ЕКА к настоящему времени в 362 млн. долларов. Руководители агентства уже рассматривают бартерный вариант, при котором ATV все же станет возить грузы на станцию, а в обмен на это Европа, пусть и без «Коламбуса», все же получит право использовать часть ресурсов комплекса.
Во-вторых, страны Старого Света, знакомые с непоследовательностью американской космической политики, не уверены, что лунные и марсианские планы Буша-младшего выживут при его преемнике. А если так, то стоит ли тратить средства на участие в их осуществлении?
И в-третьих, то место, которое отводится европейским государствам в новой космической «одиссее» Америки, их совершенно не устраивает. В конце сентября этого года Кристиан Кабал, председатель европейской межпарламентской группы, отвечающей за формирование космической политики континента, так охарактеризовал ту роль, которую будут играть международные партнеры в будущих космических проектах США: «Полагаю, что Францию попросят взять на себя приготовление пищи на лунной базе, а Италия на той же базе будет играть на мандолине┘ Международное партнерство приветствуется [НАСА], но лишь в непринципиальных вопросах┘» В подобной ситуации «нам, в Европе, необходимо удерживать собственные позиции перед лицом американской гегемонии», – подчеркнул Кабал.
В чем будут заключаться эти «собственные позиции», еще предстоит увидеть, но в любом случае ясно одно: времена, при которых Старый Свет безоглядно следовал в кильватере космической политики США, навсегда ушли в прошлое.