Конструкция корабля обеспечения «Клипер».
Фото предоставлено РКК «Энергия»
В январе 2004 года президент Джордж Буш-младший провозгласил планы Америки создать к 2020 году постоянно обитаемую базу на Луне, а после 2030 года – высадить астронавтов на Марсе. Пока единственным конкретным элементом этих планов является создание «Пилотируемого исследовательского корабля» (Crew Exploration Vehicle – CEV). Эта машина должна прийти на смену грузопассажирским «тяжеловозам» типа «Спэйс Шаттл», которые планируется отправить в «отставку» в 2010–2011 годах, после завершения сборки Международной космической станции «Альфа» (МКС). Сам же CEV должен совершить свой первый полет с экипажем в 2014 году. Главными задачами проектируемого корабля будет доставка астронавтов на Луну, а также – в составе пилотируемых комплексов – на Марс.
Пока сложно сказать, что будет представлять собой будущая космическая «лошадка». Работы по ее созданию ведутся в рамках проекта «Созвездие систем» и осуществляются NASA (аэрокосмическим агентством США) по так называемому спиральному принципу. Первым «витком» этой «спирали» будет сделать CEV, которому предстоит доказать свою пригодность на околоземной орбите. Вторым – построить модификацию того же корабля, но который сможет доставить людей на Луну. И третьим – запустить в космос «марсианский» вариант CEV.
К концу этого года NASA должно определиться с двумя основными подрядчиками, которые возьмут на себя проектирование CEV, а также разработку программы его летных испытаний. В 2008 г. подрядчики должны вывести за пределы атмосферы прототип будущего корабля. После этого агентство выберет одного из них, который и построит уже законченный вариант CEV для апробирования на земной орбите. Полноценные испытания «лошадки» в беспилотном варианте запланированы на 2011 г., а еще через три года она должна вывезти первых «ездоков» в околоземное пространство.
NASA уже заключило более сотни контрактов на создание новых технологий для этого «созвездия» кораблей. Причем NASA решило отойти от традиционного использования «мозгов» фирм, уже десятки лет занимающихся созданием космической техники, и задействовать интеллектуальный потенциал так называемых нетрадиционных космических компаний. К числу последних относится, например, консорциум «Трансформэйшнл Спэйс Корпорэйшн». В его состав входит фирма «Скейлд Композитс», которую возглавляет создатель первого практически пригодного «туристического» корабля Барт Рутан.
Среди других членов данного консорциума – Эдвард Белбруно. Именно он в свое время рассчитал наиболее оптимальный вариант траектории «Земля–Луна» для «Аполлонов», доставивших в 1969–1972 гг. на Селену двенадцать астронавтов. Белбруно уже предложил следующий «лунный» вариант CEV: «спарить» корабль с построенным на его основе «танкером», придав ему таким образом возможность совершать полеты с низкой земной орбиты прямо до поверхности Луны без использования специального посадочного модуля.
По мнению Дэвида Гампа, президента «Трансформэйшнл Спэйс», «нетрадиционные» создатели космической техники помогут NASA сэкономить на разработке нового корабля. Фактор тем более важный, если учесть, что агентство в своем бюджетном запросе на 2006 г. несколько уменьшило первоначально запланированную сумму на разработку и постройку CEV. Хотя, по словам представителя NASA, искомых средств в размере 1,1 млрд. долларов должно хватить на то, чтобы выдержать график появления на свет новой машины к 2014 году.
Россия также создает преемника корабля «Союз», который вот уже почти 40 лет является главной рабочей «лошадкой» отечественной пилотируемой программы. Его два главных отличия от предшественника – значительно большая вместительность (шесть членов экипажа вместо трех на «Союзе») и многоразовость. По имеющимся в настоящее время планам, «Клипер» (так называется новая машина) должен полностью заменить «Союз» в начале следующего десятилетия.
В отличие от CEV, использование которого интегрировано в долгосрочные космические планы США по меньшей мере на ближайшие четверть века, будущее «Клипера» представляется куда более неопределенным. Являясь по своей сути «трапом», по которому на пилотируемые комплексы, околоземные или межпланетные, будут доставляться люди и грузы, новый российский корабль будет с гарантией обеспечен работой лишь до конца расчетной эксплуатации МКС в 2015–2017 гг. Дальше – только в том случае, если Россия создаст собственный межпланетный обитаемый комплекс для полета к Марсу.
Но в туманном будущем «Клипера» есть два проблеска. Первый – «Альфа». По словам Джона Логсдона, директора Института космической политики из Вашингтона, «предварительные технические требования, сформулированные к CEV, не предусматривают его стыковки с МКС». Это означает, что после списания «челноков» в 2010–2011 гг. новый российский корабль (если не считать «Союзов») станет единственным средством доставки экипажей на станцию, а также их «спасательной шлюпкой».
Второй – «космический туризм». «Клипер» в отличие от CEV, рассчитанного в основном на Луну и Марс, обладает колоссальным потенциалом как туристическая орбитальная «ладья», которая в своем крылатом варианте способна совершить посадку в любом крупном международном аэропорту планеты. При этом цена билета, по словам Александра Деречина, начальника управления внешнеэкономических связей Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», будет «значительно меньше» той, которую заплатили Деннис Тито и Марк Шаттлуорт (около 15 млн. долларов) за свои «вояжи» на «Альфу». По мнению некоторых сотрудников РКК, «скидка» может превысить 30% из-за возможности вывести на орбиту сразу 4–5 «туристов» и отсутствия необходимости использовать для этого ресурсы МКС.