Один из главных несостоявшихся преемников шаттла – проект компании 'Локхид Мартин' Х--33.
Фото предоставлено компанией 'Локхид Мартин'
В настоящее время в "конюшне" мировой пилотируемой космонавтики есть две главные "рабочие лошади". Одна - российский "Союз", другая - американский "Спейс Шаттл". Добавившийся к ним в октябре этого года китайский "Шеньчжоу", несмотря на обнадеживающий дебют, еще должен доказать свою "профпригодность" в ходе регулярных успешных полетов.
Впрочем, гибель американского челнока "Колумбия" в феврале этого года фактически сделала "Союз" единственным средством доставки людей на орбиту. Положение, при котором США - один из активнейших участников проникновения человечества в космос, не может более выполнять эту роль, не выгодно никому, ибо обрекает на застой в освоении космического пространства. Неудивительно, поэтому, что один из главных вопросов, который возникает в этой связи: когда за пределы атмосферы вновь выйдут пилотируемые корабли с буквами NASA (Американское национальное аэрокосмическое агентство) на борту?
Наиболее простой вариант: доработать оставшиеся три шаттла - "Дискавери", "Атлантис" и "Эндевор" - до более надежного состояния. Стоимость подобных работ - 280 млн. долларов. Однако еще в октябре этого года Белый дом отверг запрос NASA на выделение на следующий год дополнительных 1,6 млрд. долларов, в том числе и на повышение степени безопасности полетов шаттлов. При этом Дана Рокбакер, председатель подкомитета по космосу и аэронавтике палаты представителей Конгресса США, отметил, что не одобрит выделения ни цента на продление установленных сроков эксплуатации шаттлов (то есть примерно до 2015 года). Он фактически обвинил NASA в том, что оно пытается поставить США в зависимость от "челноков" вместо того, чтобы создавать новую пилотируемую технику.
Надо сказать, что попытки создать подобную технику предпринимались в 1990-е гг. Уже в середине 1980-х гг., а тем более после катастрофы "Челленджера" в 1986 г., стало ясно - шаттлы, несмотря на свою грузоподъемность, не являются ни достаточно экономичным, ни надежным транспортным средством. Наибольшие надежды как на преемника "челнока" возлагались на "Венчурстар", разрабатывавшийся компанией "Локхид Мартин". Его прототип - Х-33 - представлял собой одноступенчатую машину полностью многоразового использования (в отличие от шаттла, который оставляет свой топливный бак на орбите, а потому является системой частично многократного применения). Испытания Х-33 пошли тем не менее не так удачно, как ожидалось, и в 2001 г. программа была закрыта.
Следующим кандидатом на унаследование роли шаттла, правда, частично, должен был стать Х-38, или, как его еще называли, "спасательная шлюпка" для Международной космической станции "Альфа" (МКС). Маленький многоразовый корабль, использующий крылышки и управляемый парашют для планирования и приземления, должен был заменить в этой ипостаси "Союзы". Доставлять его на орбиту планировалось либо в грузовом отсеке "челнока", либо на тяжелых одноразовых ракетах "Атлас-5" и "Дельта-4". Увы, и этот проект по причине дороговизны был заморожен в 2001 г.
Но в ноябре 2002 г. президент Буш призвал NASA ускорить работы по реализации Интегрированного плана создания космических транспортных систем. Частью этого плана стал орбитальный космический самолет (ОКС). Впрочем, слово "самолет" здесь носит весьма условный характер. Речь идет о космическом транспортном средстве, рассчитанном на 4-6 человек и способном выполнить в первую очередь роль "спасательной шлюпки" для "Альфы". За контракт на его постройку борются два разработчика: с одной стороны - консорциум фирм "Локхид Мартин", "Нортроп Грумман" и "Корпорации орбитальных исследований", а с другой - "Боинг".
Первые предлагают нечто, формой своей напоминающее огрызок карандаша. Второй - два типа аппаратов. Один - самолетовидный, а другой - конус, похожий на спускаемый аппарат корабля "Аполлон" (по сути своей - тот же одноразовый "Союз", только большего размера). Ожидается, что все эти средства будут многоразового использования. Выводить их в космос, судя по всему, планируется на тяжелых носителях типа "Атлас" или "Дельта".
Введение в строй ОКС отнюдь не означает, что он, подобно шаттлу, попытается взять на себя функции как космического "автобуса", так и "грузовика". Американские эксперты убеждены - в будущем космические транспортные системы США будут по своим функциям четко разделены на две категории: те, которые доставляют людей за пределы атмосферы, и те, которые выводят туда грузы. Что касается последних, то здесь, очевидно, "челнокам" еще придется сказать свое веское слово. По грузоподъемности им пока нет равных в космическом флоте Соединенных Штатов. Для сравнения: если шаттл выводит на низкую земную орбиту почти 30 тонн, то самый мощный "одноразовик" - "Атлас-5" - лишь немногим больше 20.
Более того, в 1970-1980-е гг. рассматривался вариант полностью грузового "челнока" - так называемый шаттл-С. Это - транспортная система, по своей схеме практически копирующая ту, которая до февраля этого года регулярно стартовала с мыса Канаверал, но с бескрылым контейнером вместо знакомого всем "челнока". Расчетная грузоподъемность шаттла-С в два-три раза больше, чем у его крылатого собрата. Гибель "Колумбии" невольно возродила интерес к этому проекту.
Но в любом случае Соединенным Штатам не обойтись без простого, вместительного и относительно дешевого средства доставки экипажей на орбиту и возвращения их на Землю, какими должен стать ОКС. Вопрос этот во многом политический - ведь без ОКС американцы продолжают зависеть от российских "Союзов", без которых не прилетишь на "Альфу" и не улетишь с нее. По имеющимся у NASA планам, стать "шлюпкой" для МКС орбитальный самолет должен к 2008 г. Это обойдется агентству в 11-13 млрд. долларов. А к 2012 г., "заглотив" еще 5 млрд. из бюджета NASA, ОКС должен полностью заменить шаттл как главный пилотируемый космический корабль США.
Впрочем, в октябре этого года ряд американских конгрессменов призвали NASA отложить работы над орбитальным самолетом под тем предлогом, что у Америки в настоящее время нет ни четких целей, ни задач в космосе, а без этого невозможно сформулировать требования к новому типу заатмосферной "рабочей лошади".
Для России данная ситуация - одновременно "плохие" и "хорошие" новости. Плохие состоят в том, что, видимо, Росавиакосмосу придется возить американцев на "Союзах" практически до окончания планируемого срока эксплуатации "Альфы", то есть до 2015 г. А хорошие - то, что NASA будет в ближайшее время озабочено созданием собственных космических "маршрутных такси". Это невольно дает России "фору" для разработки и постройки техники для полета людей к Марсу, что позволит нашей стране либо стать единоличным лидером в этой области освоения космоса, либо застолбить для себя ведущие позиции в будущем международном марсианском пилотируемом проекте.