Так должна была бы выглядеть Международная космическая станция в полном сборе.
Фото NASA
Успех проекта Международной космической станции (МКС) зависит в конечном счете от двух составляющих. Первая - слаженное взаимодействие создателей орбитального комплекса, прежде всего России и США, а затем - Европы, Японии и Канады. Вторая - эффективность и безопасность работы экипажа на его борту. Однако именно эти два ключевых элемента были за последние несколько недель поставлены под вопрос.
Вначале возмутителем спокойствия стал Артур Зигельбаум - высокопоставленный сотрудник Лаборатории реактивного движения в Калифорнии, а также - один из девяти членов совета по безопасности при NASA (аэрокосмическом агентстве США), который в полном составе ушел в отставку в конце сентября этого года. Совет этот был учрежден Конгрессом США еще в 1967 г., после гибели экипажа "Аполлона-1".
По словам Зигельбаума, на борту МКС вот-вот случится серьезная авария из-за отсутствия понимания между российскими и американскими специалистами, занимающимися сборкой и эксплуатацией МКС. В качестве примеров подобного "недопонимания" Зигельбаум привел три эпизода. Первый - когда русские для коррекции ориентации станции на орбите запустили двигатели пристыкованного к ней космического корабля "Прогресс" якобы раньше, чем это было нужно. В результате американские гироскопы на борту комплекса едва не "слетели с осей", чтобы компенсировать "вредный" вращательный момент, созданный "Прогрессом".
Второй - когда накануне одной из стыковок "шаттла" с МКС русские сориентировали станцию в одном положении, в то время как американцы пытались сделать это в другом. В результате станция на какой-то короткий промежуток времени вообще потеряла управление.
Заявления Зигельбаума были фактически опровергнуты руководителем программы МКС в NASA Уильямом Герстенмайером. Он отметил, что нет никаких оснований ожидать серьезной аварии на борту орбитального комплекса. "Мы извлекаем уроки из этих маленьких ошибок, - отметил он. - Каждая нештатная ситуация представляет нам замечательную возможность узнать что-то новое┘ и предотвратить возникновение других проблем в будущем".
Непосредственно перед стартом совместного российско-американско-испанского экипажа на "Союзе" в октябре этого года Нитца Цинтрон и Уильям Лангдок, два высокопоставленных американских специалиста, отвечающих за состояние окружающей среды на борту станции, отказались дать "добро" на этот полет. Причина - неудовлетворительное, с их точки зрения, состояние средств контроля за этой средой, а также систем жизнеобеспечения.
Российские специалисты, оценивая данную ситуацию, лишь разводят руками. "Действительно, некоторые параметры среды обитания космонавтов могут быть отслежены лишь с помощью проб, периодически возвращаемых "шаттлами" на Землю, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "НГ" заместитель директора Института медико-биологических проблем, доктор медицинских наук Владимир Богомолов. - Но наши средства мониторинга окружающей среды обеспечивают полную адекватность информации, получаемой с борта по таким параметрам, как воздух, вода, микробиология и радиация. Все эти средства работают штатно и отработаны в течение десятилетий. В настоящее нет абсолютно никаких оснований для беспокойства за жизнь и здоровье экипажа".
Увы, это не единственные "ухабы", появившиеся в последнее время на пути программы МКС. В конце октября члены палаты депутатов - председатель комитета по науке Шервуд Болерт и один из лидеров фракции демократов в данной палате Ральф Холл, призвали NASA отказаться от дальнейших работ по создания так называемого "Орбитального космического самолета" (OSP). Данная машина должна была стать к 2008 г. спасательной "шлюпкой" для станции - роль, выполняемая в настоящее время "Союзами", а к 2012 г. - полностью заменить "шаттлы" в качестве главного американского средства доставки людей в космос.
Причиной для подобного призыва стала неясность, по словам конгрессменов, целей и задач пилотируемой программы США. Но российско-американские договоренности по станции, подписанные в 1998 г., сформулированы таким образом, что без OSP России, возможно, придется тратить средства на изготовление дополнительных "шлюпок" - "Союзов", чтобы обеспечить присутствие американских астронавтов на борту комплекса, вплоть до конца его эксплуатации. В общем, как горестно отметил один из руководителей Росавиакосмоса, комментируя намерение американцев отказаться от "космического самолета": "Поиграли в игрушку, МКС, и - хватит!"
Из всех этих перипетий для России напрашивается один четкий вывод: необходимо минимально ограничить участие страны в программе МКС, фактически обрекающей отечественную пилотируемую космонавтику на застой и деградацию, а основные силы сосредоточить на другом новаторском широкомасштабном проекте, каким, например, может стать полет российских космонавтов к Марсу.