Американский космический шаттл 'Атлантис' за 18 лет совершил 26 полетов.
Фото НАСА
В самом конце августа независимый Комитет по расследованию причин катастрофы "Колумбии" (CAIB) опубликовал заключительный 248-страничный доклад. За сухой статистикой скрылась одна из величайших трагедий в истории космонавтики, унесшая 1 февраля 2003 года жизни семи человек. Поиски причин аварии обошлись США в 454 млн. долл., включая обнаружение и сбор на земле почти 84 000 обломков "челнока" общей массой 42 т, что составило 38% от веса погибшего шаттла.
Итак, через 87,1 сек. после старта от топливного бака "Колумбии" отлетел кусок теплоизолирующего пенопласта размером с портфель и весом до 1 кг, который ударил по передней кромке левого крыла со скоростью около 900 км в час. В жаростойком покрытии крыла образовалась брешь размером от 10 до 20 см. При входе шаттла в плотные слои атмосферы, воздух, нагревшийся от трения о поверхность "челнока" до 2800 градусов Цельсия, проник в крыло и буквально расплавил его внутренние конструкции, в результате чего оно и разрушилось на высоте примерно 55 км...
Версия эта принимается далеко не всеми специалистами. Каждый из многоразовых кораблей был рассчитан минимум на 100 космических миссий, но лишь в течение десяти лет. На момент катастрофы "Колумбии", выполнявшей свой 28-й полет, уже исполнилось почти 22 года. Следующим за ней идет "Дискавери" (19 лет, 30 полетов), "Атлантис" (18 лет, 26 полетов) и "Эндевор" (11 лет, 19 полетов). Но если принять версию усталости, то тогда НАСА нужно будет списать все "челноки", лишив, таким образом, США пилотируемого доступа в космос. Для Америки это неприемлемо.
Как отметили авторы доклада, авария стала следствием двух причин. Первая - отсутствие за последние три десятилетия мотивации для развития сколько-нибудь значительной пилотируемой космической программы, а вторая - невнимание правительства к созданию нового поколения космических кораблей и носителей.
Подобный подход, естественно, отразился на средствах НАСА (американского аэрокосмического агентства). В 1990 г. специальный комитет экспертов по космосу, образованный Белым домом, рекомендовал в течение десятилетия ежегодно увеличивать бюджет агентства на 10%, что привело бы к его возрастанию до 40 млрд. долл. в 2000 г. В действительности же в том году он составил лишь 13 млрд. долл. При этом раздел бюджета, отведенный на шаттлы, был урезан с 1992 по 1998 г. на 27%.
До "Челленджера", совершавшего свой 10-й полет, который одновременно был 25-м в общей сумме полетов шаттлов, вероятность гибели корабля оценивалась американскими экспертами, как 1 на 100 000 полетов. После его взрыва в 1986 г. это соотношение увеличилось до 1:72. 87 успешных полетов "челноков" с 1988 по конец 2002 г. снизили данную вероятность до 1:483. Катастрофа "Колумбии", совершавшей 113-й суммарный полет "челноков", вновь подняла это соотношение до 1:56,5.
Члены CAIB выяснили, что в настоящее время НАСА известно о 5396 "слабых местах" "челноков", где могут произойти отказы в полетах. 4222 из этих "мест" способны привести к гибели корабля. Однако агентство сочло возможным продолжать отправлять шаттлы в космос с 3233 из них. Остается надеяться, что 29 рекомендаций, данных членами CAIB агентству, 15 из которых должны быть воплощены в жизнь к следующему полету "челнока", помогут устранить большинство из данных "слабых мест".
В 1996 г. НАСА передало эксплуатацию шаттлов в руки частной компании "Объединенный космический альянс" (ОКА), веря, что негосударственная структура сможет с большей эффективностью управлять программой полетов многоразовых кораблей. С одной стороны, ОКА имел премии от НАСА за реализацию мер по повышению надежности "челноков", но с другой - получал 35% из средств, сэкономленных на их эксплуатации.
Заокеанские космические коллизии не могли не отразиться на российской космической программе, которая во многом слита с американской в рамках проекта МКС. Представители ракетно-космической корпорации "Энергия" выражают сомнение в безопасности полетов на шаттлах российских космонавтов, а убедительных свидетельств того, что какой-либо из "челноков" не разделит судьбу "Колумбии", им предоставлено не было. В этой связи уместно вспомнить, что в 1971 г., когда уже на 1975 г. планировался совместный полет "Союз-Аполлон", погиб экипаж "Союза-11". СССР запустил в космос два беспилотных "Союза" и один - с экипажем, чтобы убедить коллег из США, что после стыковки "Аполлона" с "Союзом" и фактического объединения двух кораблей в один жизням и здоровью американских астронавтов ничего угрожать не будет.
Россия и США также договорились о том, что наша страна предоставляет американским астронавтам место в своем жилом модуле и в кораблях "Союз" на этапе сборки станции. Стороны условились считать станцию собранной после начала полетов новой "спасательной" шлюпки США - шести-семиместного корабля CRV, призванного заменить российские "Союзы". Но американцы "заморозили" CRV, как и некоторые другие элементы, которые собирались пристыковать к МКС.
Россия предложила считать свои обязательства перед США выполненными после истечения 50 месяцев с момента начала сборки станции, т.е. в конце 2004 г. Американцы подобное предложение, естественно, не приняли, ибо теперь, в условиях прекращения полетов шаттлов на неопределенное время, они могут потерять возможность посещать МКС на бортах "Союзов". Однако отсутствие четкого критерия окончания сборки комплекса означает, что Россию ожидает перспектива бесплатно "возить" астронавтов США на станцию и "за спасибо" давать им пространство внутри своего модуля вплоть до завершения эксплуатации МКС, рассчитанного на начало-середину следующего десятилетия.
Наша страна уже только в этом году потеряла 40 млн. долл. на отмене коммерческих полетов на "Союзах" (цифра, эквивалентная трети нынешнего бюджета пилотируемой космической программы России), ибо вместо "платных" космонавтов вынуждена была возить астронавтов и оборудование на МКС. С учетом необходимости строительства дополнительных грузовых кораблей типа "Прогресс" общие незапланированные расходы, вызванные потерей "Колумбии", составят около 30% от современных затрат России на пилотируемые полеты. Денег США не дают, но при этом формально сохраняют свою лидерскую роль в проекте МКС, хотя фактически лидерство это уже перешло к нашей стране.
Но в чем смысл быть "главным" в космосе? Согласно документу "Оценка космической политики США после окончания "холодной войны", подготовленному в 1992 г. членами Консультативного совета по космической политике при вице-президенте США, "оставаться лидирующей нацией в космосе по-прежнему отвечает интересам США, так как это лидерство наполняет американцев чувством гордости за то, что их страна находится на переднем крае свершений, а кроме того, усиливает возможности страны воздействовать на поступки и мнения прочих государств планеты".
В сложившихся условиях России нужно добиться не только фактического, но и юридического признания возросшего значения своего участия в проекте станции. Разумеется, шаг этот будет возможен лишь в том случае, если российское руководство преодолеет известный комплекс неполноценности, который оно испытывает перед США, не позволяющий Кремлю покуситься на ведущие позиции Америки даже в тех сферах, где она эти позиции удержать не может. В этом случае Россия не только расширит и углубит высокотехнологичную кооперацию с прочими партнерами по МКС - Европой, Канадой и Японией, но и обеспечит себе лидирующую роль в следующем грандиозном научно-техническом проекте человечества - пилотируемом полете на Марс.