0
2415
Газета Антракт Интернет-версия

05.10.2007 00:00:00

Территория бала

Тэги: дом пашкова, реставрация, история, архитектура


дом пашкова, реставрация, история, архитектура Культура не терпит пустоты. Обновленный Дом Пашкова вновь ждет посетителей.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

В понедельник прошла торжественная процедура передачи Дома Пашкова от строителей Российской государственной библиотеке. В церемонии участвовали руководитель аппарата правительства РФ, вице-премьер Сергей Нарышкин, руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой, директор РГБ Виктор Федоров и реставраторы. Обозревателю «НГ» удалось побывать в обновленном Доме Пашкова еще до того, как была разрезана красная ленточка.

Стою на балконе второго яруса парадного зала. Справа от меня – в оконных рамах, за Моховой и бесконечным потоком куда-то спешащих машин – горят рубиновые звезды Боровицкой и Водовзводной башен Кремля. Чуть дальше за ними поблескивают в лучах осеннего солнца свежевыкрашенные крыши Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца, разноцветные барабаны церкви Рождества Богородицы, золотистые маковки Архангельского и Успенского соборов, вознесшаяся к голубому небу глава колокольни Ивана Великого. В окнах позади – тяжелая и величественная корона купола и звонниц храма Христа Спасителя. А впереди – под хрустальной люстрой, сверкающей всеми переливами радуги, на наборном дубовом паркете словно кружит в звуках очаровательного вальса высокосветский бал.

Прикроешь глаза и вдруг услышишь голос испуганной и счастливой девочки, впервые оказавшейся на этом прекрасном балу.

«Давно я ждала тебя», – как будто сказала она просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья┘»

Легенды и тайны дома на Ваганьковском холме

Да-да, вы не ошиблись. Это цитата из романа «Война и мир» и сцена первого бала Наташи Ростовой. Был он, как гласит легенда, именно в этом парадном зале одного из самых красивых зданий Москвы – в доме, расположенном на Ваганьковском холме столицы, на углу Староваганьковского переулка и улицы Знаменка. Он был построен, как гласит предание, знаменитым русским архитектором Василием Баженовым по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра Великого.

Правда, нет никаких документальных свидетельств, что строил этот дом именно Василий Баженов. А в романе первый бал Наташи Ростовой происходит не в Первопрестольной, а в Санкт-Петербурге, во дворце на Английской набережной. Но все реставраторы Дома Пашкова, с которыми мне приходилось говорить, убеждены, что и то и другое – абсолютная правда. Верят они и в то, что Баженов построил дом парадным фасадом к Староваганьковскому переулку, а к Кремлю хоть и роскошным, но тылом не случайно, а в знак протеста Екатерине II, которая приказала ему разрушить дворец в Царицыне из-за того, что разглядела в его облике масонские символы. И в то, что в 1818 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III со своими сыновьями тоже здесь, на балконе этого дома, становился на колени перед Кремлем в знак благодарности за освобождение Европы от нашествия Наполеона.

Именно сюда Александр II передал картину Александра Иванова «Явление Христа народу», которая сегодня висит в Третьяковке. И Воланд с Азазелло из булгаковского «Мастера и Маргариты» тоже прощались со столицей «на закате солнца, высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве┘».

Водили меня по Дому Пашкова, рассказывали о том, что едва не погиб он в конце ХХ века, о его легендах и тайнах, а заодно и о сложностях возрождения русского архитектурного шедевра ХVIII века. Экскурсию проводили начальник Дирекции по строительству и реконструкции комплекса зданий Российской государственной библиотеки (Дом Пашкова принадлежит именно ей) Владимир Бутылин и руководитель реставрационных работ Владимир Городецкий.

Демонстрировали откопанный во дворе дома выложенный белым камнем пятнадцатиметровый колодец диаметром пять метров, под которым куда-то течет река – то ли в Неглинку, то ли в Москву-реку, то ли в сам Кремль, чего никто не знает, намекая на потайной ход в не найденную до сих пор библиотеку Ивана Грозного. «Его, – сказали строители, – не может идентифицировать даже главный археолог Москвы академик Александр Векслер». А еще показали две чугунные винтовые лестницы – ровесницы дома, которые после реставрации стали украшением здания. Мраморные скульптуры, что стоят по сторонам четырехколонного портика, которые тоже пришлось воссоздавать чуть ли не заново, восстанавливая их прежний, сохранившийся по старым рисункам облик. Бронзовые светильники, что появились тут еще в ХIХ веке.

Называли и показывали те технические и технологические новинки, которые применены на здании, чтобы гарантировать его защиту от дальнейших разрушений и обеспечить оптимальный климатический режим для хранящихся в фондах библиотеки древних рукописей (их здесь 695,5 тыс.). Демострировали выполненную по старым фотографиям, чертежам и рисункам мебель Румянцевского зала, которой будут пользоваться читатели библиотеки. Для них уже стоят 48 индивидуальных столов с традиционным зеленым покрытием. К ним подведены оптико-волоконные линии интернета. Можно будет принести в зал свой ноутбук или воспользоваться библиотечным и с его помощью при необходимости связаться с фондами других библиотек. А в специальных гнездах установлены лампы со светодиодами, не способные повредить бумагу и краски древних рукописей. За порядком в зале наблюдают восемь видеокамер, изображение от которых выведено на специальный пульт.

Грустная история со счастливым концом

Дом разбогатевшего после выхода в отставку капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, ставшего успешным купцом, Петра Пашкова был построен в 1784–1786 годах. Он сильно пострадал во время пожара 1812 года и был восстановлен заново по проекту Осипа Бове. В 1889-м его приобрела казна для Московского университета. А в 1843 году здесь разместился Дворянский институт, преобразованный из университетского Благородного пансиона, превращенного позже в 4-ю городскую гимназию. В 1861-м здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея, возникшего из частной коллекции канцлера России графа Николая Румянцева, сына знаменитого фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского, который был большим любителем и собирателем древностей, рукописей, редкостей и разных диковин.

Он купил Дом Пашкова и завещал свою коллекцию и здание, в котором она стала размещаться, русскому народу «на благое просвещение», потребовав сделать ее общедоступной для представителей всех сословий. «Если это условие будет нарушено, – записал он в своем завещании, – коллекция передается моим наследникам».


Вид на Кремль с балкона Дома Пашкова.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Фото из каталога Sotheby’s

Говорят, этот пункт завещания стал препятствием для превращения Дома Пашкова в последние годы прошлого века в дворец для приемов высокопоставленных зарубежных делегаций, приезжающих в столицу России. Он же задержал его ремонт и восстановление. Правда, даже советская власть не стала переориентировать Румянцевскую библиотеку, собрав в нее более 400 личных библиотек, реквизированных у зажиточных и интеллигентных россиян, и превратила ее в Публичную библиотеку СССР имени Ленина, в которой оставила только отдел редких рукописей. А музей и его коллекции были распределены по самым разным хранилищам. И хотя сегодня ансамбль Дома Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки, до последнего времени он не использовался ни в каких целях. В нем с 1988 года шел ремонт. Точнее, начался ремонт, но не проводился.

Архитектурный шедевр, стоящий на Ваганьковском холме напротив Кремля, оставался пустым, холодным, ветшал и разрушался. Был, как говорили в народе, символом отношения государства к культуре. Пока в 2003 году не вышло распоряжение правительства, одобрившее план развития, реконструкции, реставрации и строительства комплекса зданий Российской государственной библиотеки. А значит, и Дома Пашкова как ее неотъемлемой части.

– Если в первый год реконструкции наш бюджет составлял 3 миллиона рублей, – сказал мне Владимир Бутылин, – то сегодня это уже 410 миллионов. И мы можем делать все, что задумано реставраторами и что утверждено руководством библиотеки, агентством по культуре и кинематографии и Министерством культуры. Возрождать уникальный баженовский шедевр. Еще, – добавляет начальник дирекции по строительству, – нам помогает то, что руководят работами бывшие военные. А это принесло в наши дела больше дисциплины. Под двором архитектурного ансамбля, включающего главный дом с пристройками и боковыми флигелями, когда-то, во время оно находились конюшни и манеж для выездки лошадей, а перед фасадом Дома Пашкова били водометные фонтаны, в английском саду важно разгуливали китайские гуси, журавли и павлины, в пруду плавали лебеди, в ажурных клетках кричали на разные голоса попугаи. В конце же прошлого века здесь была обыкновенная мусорная свалка. Теперь строители создали на этом месте целое предприятие. С инженерными коммуникациями и отопительными сетями, пожарными и охранными системами, управляемыми с единого компьютерного пульта, с системами поддержки влажности и кондиционирования воздуха, где появилась возможность контроля его температуры до одного градуса. Среди них шесть венткамер, которые могли бы занять треть Дома Пашкова.

– Такие машины, – рассказывает Владимир Городецкий, – установлены в лучших библиотеках мира. В фондах Конгресса США, в лондонской Национальной библиотеке.

Усилили строители и фундамент дома, пострадавший во время сооружения станции метро «Боровицкая», отвели от него дождевые воды, сделали новую гидроизоляцию, инъекции специальными растворами в кладку, уничтожили грибок, разъедавший последние десятилетия опору дома и его стены, которые в отдельных местах достигают толщины полутора-двух метров, наладили отопление, которого промерзшее за последние 20 лет строение не видело.

Заодно провели отопление и отремонтировали храм Святителя и Чудотворца Николая, что стоит в Староваганьковском переулке, на территории Дома Пашкова, здание которого до сих пор находится на балансе Российской государственной библиотеки. Храму в ближайшие десятилетия исполнится полтысячи лет, но в нем зимой никогда не было тепла. В его дворе находится единственный в столице памятник царю Николаю II, причисленному Русской православной церковью к лику святых.

Настоятель храма отец Иосиф (Дьяченко) сказал мне, что «нынешним благолепием храм обязан Всевышнему и реставраторам Дома Пашкова, которые не пожалели сил и усердия, чтобы помочь прихожанам привести церковь в достойное ее состояние».

– Проблема восстановления Дома Пашкова заключалась для нас и в том, – заметил Владимир Бутылин, – что нужно было очень тщательно сохранить исторический облик уникального памятника архитектуры и создать максимальный комфорт для «расквартирования» подразделений библиотеки в старинном здании с весьма консервативной планировкой, изменения в котором нежелательны или вообще невозможны.


Директор РГБ Виктор Федоров.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Фото из каталога Sotheby’s

На мой взгляд, этого удалось добиться. Сейчас практически полностью готовы к сдаче четыре из пяти зон (четыре помещения). Зона 2 – главный дом с флигелями, а в нем тот самый «зал Наташи Ростовой» площадью 556 квадратных метров, где планируется разместить культурно-выставочный комплекс. Подвалы, где на стальных передвижных стеллажах и при постоянной температуре и влажности будут храниться уникальные древние рукописи и книги. Зона 3 – отдел картографических изданий, хранилища на 180 тыс. единиц хранения. Зона 1 – хранилища отдела рукописей и читальный зал. Зона 5 – пристройка к северному флигелю, где расположится отдел нотных изданий и звукозаписей, хранилища на 500 тыс. единиц хранения, читальный зал и небольшой концертный зал на 42 места, служебные помещения на 23 сотрудника. Осталось перевести в зону 1 научно-исследовательский отдел рукописей и редких книг, где находится 695,5 тыс. уникальных свитков и инкунабул, чтобы начать реставрацию типографии (зону 4), в которой он располагается сейчас. И к концу 2008 года, как говорит Владимир Бутылин, Дом Пашкова, все 13 тыс. квадратных метров здания и его пристроек, будут полностью сданы заказчику.

Классика для классиков

Но уже сегодня в парадном зале Дома Пашкова, памятника русского классицизма, на середину октября запланирован аукцион европейского дома Сhristie’s. В конце ноября – начале декабря здесь будут подводить итоги конкурса «Большая книга». В РГБ осторожно намекают, что ждут на это мероприятие и главу государства. Он, кстати, приезжал сюда во время реставрации, интересовался ходом работ. А в декабре в «зале Наташи Ростовой» пройдут мероприятия, посвященные завершению «Года русского языка» с участием первого вице-премьера Дмитрия Медведева... В августе, в День строителя, тут уже прошел бал работников подрядной организации, которая ведет реконструкцию и реставрацию Российской государственной библиотеки┘

Дом на Ваганьковском холме начинает новую жизнь. Будем надеяться, что она будет более счастливой, чем в последние годы минувшего столетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
500
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2218
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1451
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1083

Другие новости