Станция «Комсомольская». Архитектор Алексей Щусев.
Фото из Большой советской энциклопедии
Начало пути
А началось все еще в 1820-х, когда появился первый проект внеуличной железной дороги – тоннеля под Невой в Петербурге. Идея для того времени была дикая и совершенно невоплотимая в жизнь. Тем не менее вплоть до начала XX века в Петербурге и в Москве появлялось много предложений по устройству внутригородских подземных магистралей. К рубежу веков оба города превратились в быстроразвивающиеся промышленные центры с количеством населения, перевалившим за миллион. Интенсивность движения на улицах остро ставила транспортную проблему.
К этому времени метро существовало и развивалось во многих европейских городах, возглавляемых, конечно, Лондоном. Именно в Лондоне впервые в 1863 году была запущена внеуличная железная дорога, а позже – в 1890-м – в ее подземной части была введена электротяга поездов.
С конца 1890-х годов от различных организаций и частных лиц почти ежегодно поступали новые проекты. Для Петербурга основной задачей этих разработок было не только освобождение города от уличного транспорта, но и соединение всех его вокзалов (прежде всего финской и российской железных дорог, расположенных на разных берегах Невы). Первые московские схемы метро предполагали кольцевую линию, охватывающую центр, и отходящие от нее в разные районы города радиальные. Такой план более всего соответствовал сформировавшейся за многие века структуре города.
Однако Русско-японская война, две революции и последовавшая Гражданская война надолго исключили идею городской подземки из ряда первоочередных задач.
Даешь лучший метрополитен в мире!
В начале 1930-х население «пролетарской столицы» составляло почти 4 млн. человек. Наступило время транспортных перемен. «Известно действительно радикальное средство, которое вконец уничтожит трамвайные болезни, автобусные недуги и душевные раны, нанесенные чутким пассажирам бессердечными извозчиками», – писали Ильф и Петров, свидетели рождения новых городских коммуникаций. В 1933 году начинаются первые подготовительные работы. А уже в 1935-м первая – красная – линия метро от «Сокольников» до «Парка культуры» и «Смоленки» была открыта для всеобщего пользования. Ее 13 станций были сделаны по типу берлинского и лондонского метро, длина составляла всего 11 километров, а для проезда использовался картонный билет, действительный в течение 35 минут.
В 1938 году появляются сразу две новые линии – от станции «Сокол» до «Театральной» и от «Площади революции» до «Курской», но дальнейшее развитие метрополитена остановила война. С 22 июля 1941 года Москва подвергалась постоянным воздушным налетам. Метрополитен был переведен на специальный режим работы и стал громадным бомбоубежищем. Здесь можно было получить питание, воду и медицинскую помощь, была создана библиотека и даже демонстрировались кинофильмы. За время воздушных налетов население Москвы увеличилось на 150 малышей, появившихся на свет в подземелье.
Дворцы-музеи
Первоначально отношение к архитектуре метрополитена было малосерьезным, но уже в процессе строительства к работе привлекались известные архитекторы. Чем дальше, тем более очевидными становились идеологические возможности нового вида транспорта. Все станции вплоть до смерти Сталина в 1953-м были выполнены в таком помпезном стиле и так богато украшены, что сразу же получили название «подземных дворцов». Десятки тысяч квадратных метров мрамора и гранита, привезенного из Крыма, с Урала, Кавказа, мозаики, скульптура, керамика. Выдающиеся архитекторы и художники – Алексей Щусев, Иван Фомин, Алексей Душкин, Якоб Лихтенберг, Евгений Лансере, Александр Дейнека и многие другие.
Теперь метрополитен превратился в музей, напоминающий об ушедших временах. Эпизоды из истории России – на «Комсомольской», рассказы о жизни советских республик – на «Киевской» и «Белорусской», советский спорт – на «Динамо», отдых – на «Парке культуры». Про станцию «Площадь революции» ходит знаменитая байка, что якобы из-за неудобности поз, в которые посадил скульптор бронзовых рабочих, крестьян и солдат, каждую ночь эти несчастные встают и разминают затекшие за день члены. Легенда про станцию «Кропоткинская» не такая забавная – говорят, мрамор для ее облицовки был взят с варварски разрушенного храма Христа Спасителя.
Московское метро – это еще и неожиданный палеонтологический музей. Ископаемые моллюски, кораллы, раковины, морские лилии, многие другие организмы, жившие десятки, а то и сотни миллионов лет назад (то есть задолго до динозавров), прекрасно видны на стенах и на полах старых московских станций. На «Добрынинской» сохранился великолепный наутилус, на «Библиотеке имени Ленина» – морские лилии и раковины моллюсков, а на «Электрозаводской» – целый коралловый риф.
Братья меньшие
Из других городов страны метрополитен в первую очередь начали строить в Ленинграде. Первый участок был пущен в 1955-м, но от времени пышного сталинского строительства осталась только станция «Автово», и по сей день считающаяся самой красивой станцией в Петербурге. Зато ленинградскому метро нет в мире конкурентов по средней глубине залегания – все его станции, кроме трех наземных, глубокие (от 50 до 100 м). А вот самая глубокая станция в бывшем СССР расположена в Киеве – глубина залегания станция «Арсенальная» составляет более 120 м. Ленинградский метрополитен стал источником реализации нескольких новых типов станций, например, «горизонтальные лифты» или двухэтажная станция «Спортивная».
Изменение политической ситуации в стране сказывалось и на оформлении станций: уже почти законченная станция «Сталинская» в Ленинграде после смерти вождя была срочно переименована в «Нарвскую», а огромное мозаичное панно с изображением «отца народов» заложено мраморными плитами. Исчезли его портреты и со многих московских станций, замененные гербами и барельефами.
С приходом к власти Хрущева в истории российского метрополитена начинается новый этап. Роскошь сталинской архитектуры уходит в прошлое, а ей на смену выдвигаются новые принципы – утилитарность, простота, дешевизна. Это время появления «сороконожек» – одинаковых безликих станций, функциональных, но не интересных, соединивших окраины Москвы и Ленинграда с центром. Активное строительство новых линий и станций велось вплоть до конца 1980-х.
Сейчас метрополитены действуют также в Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске, Казани, Екатеринбурге. А в Волгограде был пущен скоростной трамвай – трамвай «с манией величия», как его в шутку называют сами волгоградцы.