0
1289
Газета Антракт Интернет-версия

07.09.2007 00:00:00

История подземки

Тэги: метро, история


метро, история Станция «Комсомольская». Архитектор Алексей Щусев.
Фото из Большой советской энциклопедии

Начало пути

А началось все еще в 1820-х, когда появился первый проект внеуличной железной дороги – тоннеля под Невой в Петербурге. Идея для того времени была дикая и совершенно невоплотимая в жизнь. Тем не менее вплоть до начала XX века в Петербурге и в Москве появлялось много предложений по устройству внутригородских подземных магистралей. К рубежу веков оба города превратились в быстроразвивающиеся промышленные центры с количеством населения, перевалившим за миллион. Интенсивность движения на улицах остро ставила транспортную проблему.

К этому времени метро существовало и развивалось во многих европейских городах, возглавляемых, конечно, Лондоном. Именно в Лондоне впервые в 1863 году была запущена внеуличная железная дорога, а позже – в 1890-м – в ее подземной части была введена электротяга поездов.

С конца 1890-х годов от различных организаций и частных лиц почти ежегодно поступали новые проекты. Для Петербурга основной задачей этих разработок было не только освобождение города от уличного транспорта, но и соединение всех его вокзалов (прежде всего финской и российской железных дорог, расположенных на разных берегах Невы). Первые московские схемы метро предполагали кольцевую линию, охватывающую центр, и отходящие от нее в разные районы города радиальные. Такой план более всего соответствовал сформировавшейся за многие века структуре города.

Однако Русско-японская война, две революции и последовавшая Гражданская война надолго исключили идею городской подземки из ряда первоочередных задач.

Даешь лучший метрополитен в мире!

В начале 1930-х население «пролетарской столицы» составляло почти 4 млн. человек. Наступило время транспортных перемен. «Известно действительно радикальное средство, которое вконец уничтожит трамвайные болезни, автобусные недуги и душевные раны, нанесенные чутким пассажирам бессердечными извозчиками», – писали Ильф и Петров, свидетели рождения новых городских коммуникаций. В 1933 году начинаются первые подготовительные работы. А уже в 1935-м первая – красная – линия метро от «Сокольников» до «Парка культуры» и «Смоленки» была открыта для всеобщего пользования. Ее 13 станций были сделаны по типу берлинского и лондонского метро, длина составляла всего 11 километров, а для проезда использовался картонный билет, действительный в течение 35 минут.

В 1938 году появляются сразу две новые линии – от станции «Сокол» до «Театральной» и от «Площади революции» до «Курской», но дальнейшее развитие метрополитена остановила война. С 22 июля 1941 года Москва подвергалась постоянным воздушным налетам. Метрополитен был переведен на специальный режим работы и стал громадным бомбоубежищем. Здесь можно было получить питание, воду и медицинскую помощь, была создана библиотека и даже демонстрировались кинофильмы. За время воздушных налетов население Москвы увеличилось на 150 малышей, появившихся на свет в подземелье.

Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

 

Дворцы-музеи

Первоначально отношение к архитектуре метрополитена было малосерьезным, но уже в процессе строительства к работе привлекались известные архитекторы. Чем дальше, тем более очевидными становились идеологические возможности нового вида транспорта. Все станции вплоть до смерти Сталина в 1953-м были выполнены в таком помпезном стиле и так богато украшены, что сразу же получили название «подземных дворцов». Десятки тысяч квадратных метров мрамора и гранита, привезенного из Крыма, с Урала, Кавказа, мозаики, скульптура, керамика. Выдающиеся архитекторы и художники – Алексей Щусев, Иван Фомин, Алексей Душкин, Якоб Лихтенберг, Евгений Лансере, Александр Дейнека и многие другие.

Теперь метрополитен превратился в музей, напоминающий об ушедших временах. Эпизоды из истории России – на «Комсомольской», рассказы о жизни советских республик – на «Киевской» и «Белорусской», советский спорт – на «Динамо», отдых – на «Парке культуры». Про станцию «Площадь революции» ходит знаменитая байка, что якобы из-за неудобности поз, в которые посадил скульптор бронзовых рабочих, крестьян и солдат, каждую ночь эти несчастные встают и разминают затекшие за день члены. Легенда про станцию «Кропоткинская» не такая забавная – говорят, мрамор для ее облицовки был взят с варварски разрушенного храма Христа Спасителя.

Московское метро – это еще и неожиданный палеонтологический музей. Ископаемые моллюски, кораллы, раковины, морские лилии, многие другие организмы, жившие десятки, а то и сотни миллионов лет назад (то есть задолго до динозавров), прекрасно видны на стенах и на полах старых московских станций. На «Добрынинской» сохранился великолепный наутилус, на «Библиотеке имени Ленина» – морские лилии и раковины моллюсков, а на «Электрозаводской» – целый коралловый риф.

Братья меньшие

Из других городов страны метрополитен в первую очередь начали строить в Ленинграде. Первый участок был пущен в 1955-м, но от времени пышного сталинского строительства осталась только станция «Автово», и по сей день считающаяся самой красивой станцией в Петербурге. Зато ленинградскому метро нет в мире конкурентов по средней глубине залегания – все его станции, кроме трех наземных, глубокие (от 50 до 100 м). А вот самая глубокая станция в бывшем СССР расположена в Киеве – глубина залегания станция «Арсенальная» составляет более 120 м. Ленинградский метрополитен стал источником реализации нескольких новых типов станций, например, «горизонтальные лифты» или двухэтажная станция «Спортивная».

Изменение политической ситуации в стране сказывалось и на оформлении станций: уже почти законченная станция «Сталинская» в Ленинграде после смерти вождя была срочно переименована в «Нарвскую», а огромное мозаичное панно с изображением «отца народов» заложено мраморными плитами. Исчезли его портреты и со многих московских станций, замененные гербами и барельефами.

С приходом к власти Хрущева в истории российского метрополитена начинается новый этап. Роскошь сталинской архитектуры уходит в прошлое, а ей на смену выдвигаются новые принципы – утилитарность, простота, дешевизна. Это время появления «сороконожек» – одинаковых безликих станций, функциональных, но не интересных, соединивших окраины Москвы и Ленинграда с центром. Активное строительство новых линий и станций велось вплоть до конца 1980-х.

Сейчас метрополитены действуют также в Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске, Казани, Екатеринбурге. А в Волгограде был пущен скоростной трамвай – трамвай «с манией величия», как его в шутку называют сами волгоградцы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
511
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2231
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1461
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1091

Другие новости