Современное искусство, может, и не требует жертв, но от пожертвований не откажется.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Главная ярмарка современного искусства в России официально открылась в среду – традиционной пресс-конференцией с цифрами и перспективами, торжественными речами, разбавляемыми шампанским. Но содержимое наскоро прибранных стендов можно было видеть уже накануне – на открытии неформальном, когда собирались все самые близкие к миру современного искусства в России.
Арт-Москва набирает обороты, хотя сравниться с европейскими гигантами до сих пор не представляется возможным. Если учитывать, какой огромный путь прошла Арт-Москва за скромные 11 лет, то становится понятно, что и нынешние 73 галереи, представляющие работы как несомненных классиков арт-пространства, так и актуальных художников, – результат неплохой. Пополнение молодых появляется каждый год, цены растут.
И цены – это важная составляющая ярмарки, потому как Арт-Москва – не биеннале, представляющее исключительно некоммерческие актуальные проекты, а как раз наоборот. То самое мероприятие, на котором просто необходимо если не покупать, то хотя бы резервировать и подмечать будущие экспонаты для своих коллекций. Главная идея ярмарки – качественное искусство на продажу. За качество отвечает солидный экспертный совет, а продажи себе обеспечивают сами галеристы. Рынок на первом месте – продать побольше работ, завести новых клиентов, познакомиться с зарубежными коллегами. Хороший, качественный художественный рынок. Только вот остается ли место в этом рыночном коммерческом пространстве собственно духу свободного творчества, каким когда-то отличалась Арт-Москва? Изначальная позиция Арт-Москвы – представлять искусство, которое впишется далеко не в каждый интерьер и найдет понимание и отклик у избранных, – похоже, год от года меняется как раз в обратную сторону. Скандалисты и провокаторы стали милыми и пушистыми, а сама ярмарка – чинной и буржуазной. Прошлогоднюю Арт-Москву эксперты оценили в 4,4 млн. долл., две трети из них – достижения российских галеристов. Очевидно, что при общем росте цен на современное искусство и неизменном повышении интереса со стороны коллекционеров, нынешняя Арт-Москва может рассчитывать на больший результат.
Как правило, на Арт-Москву приходят серьезные коллекционеры современного искусства. Ярмаркой увлекаются и молодые собиратели, поначалу интересующиеся ярким и необычным, и те, кто просто подбирает в интерьер оригинальные вещи и громкие имена. Нередко захаживают и представители другого сообщества – антиквары. Морщатся и ухмыляются – слишком уж избаловало искусство старое, живописное, строгое к своему ценителю. Впрочем, в Европе последней тенденцией стало сочетать в одном собрании старое искусство и актуальное, живое. Коллекционеры находят особый шик в столкновении или соединении различных эпох, ставя перед собой более специальные задачи собирательства. Так что, возможно, и Арт-Москва и Антикварный салон когда-нибудь пойдут навстречу друг другу.
Экспозиция Арт-Москвы похожа на шахматы – фигуры перемещаются согласно своему статусу. В центре, как правило, самые солидные, крупные и несдвигаемые – Айдан, Гельман, XL. Вокруг них постоянное движение развивающихся с каждым годом галерей, каждое перемещение – приобретение или потеря в статусе. На третьем этаже – гости и новички, год от года прибавляющиеся, например в этом году появились сразу три украинские галереи.
Хотя монстры мирового галерейного бизнеса на московской ярмарке пока не появляются – по набору работ и по уровню цен она еще находится в хвосте ведущих международных Art Fair. Да и наши галереи Базель с Парижем пока не жалуют – попасть туда почти невозможно. Впрочем, интеграция и обмен все-таки идут. Арт-Москву можно смело назвать международной ярмаркой – чуть меньше половины участников приехали в Москву из европейских стран, знающих толк в этом деле и обладающих особой культурой создания и взаимодействия современного искусства. Великобритания, Франция, Германия, Италия – галереи из 15 стран привезли то, что актуально и интересно у них, в том числе работы Георга Базелица, Роберта Раушенберга, Тони Оурслера.
Наше искусство приятно радует разнообразием, по крайней мере, Дубосарский-Виноградов и Батынков теперь не на каждом втором стенде. Почти совсем исчезла актуальная еще пару лет назад политика. Современное искусство представлено в основном игровым направлением, этакой шуткой, баловством, эпатажем, чего и ждет от него зритель.
Как любая большая ярмарка, Арт-Москва сочетает в себе коммерческую часть и специальные некоммерческие проекты, каждый из которых в этом году заслуживает внимания. Правда, когда-то спецпроектов было намного больше, но с общей коммерциализацией, видимо, просто не хватает места на невыгодные с финансовой точки зрения выступления. Галерей, желающих продавать достижения современного искусства, становится все больше, вот и освобождается место для стендов.
Введением в основную экспозицию ярмарки стал показ избранных работ из собрания частного коллекционера Александра Смузикова, наглядно демонстрирующий, что собирать современное искусство надо, ибо, грамотно подобранное, оно приносит удовольствие, как эстетическое, так и финансовое. В коллекции Смузикова – масштабные полотна Валерия Кошлякова, Эдуарда Гороховского, Айдан Салаховой, Виноградова-Дубосарского, архитектурная композиция Юрия Авакумова. Тех, кто давно признан столпами российского арт-пространства, без чьих работ невозможно представить ни одну серьезную коллекцию, и цены на произведения которых неумолимо растут.
В соседнем уголке уютно разместился проект Цапли и Глюкли – творческого содружества петербургских художниц Ольги Егоровой и Натальи Першиной-Якиманской, победителей недавнего «Черного квадрата». Проект не просто художественный, но и исследовательский. И исследует он ролевые взаимоотношения между мужчинами и женщинами и такой феномен современного общества, как феминизм. Женщина рвется в бой за высшие социальные позиции и оказывается на коне. Вот это самое «на коне» Цапля и Глюкля наглядно демонстрируют в своем проекте. Проект основан на серии коллажей фотохудожника Игоря Вихорева. Во всех работах присутствует женщина, восседая на чем-то или ком-то, занимая доминирующую и подавляющую позицию. Стенд превращается в маленькую фотомастерскую, в которой всем желающим предлагается сняться в такой же позе – женщина верхом на мужчине, а потом рассказать о своих ощущениях.
По задумке, самый живой проект Арт-Москвы – «Коммуналка». Он же главный аттракцион, призванный сменить прошлогодних девушек в красных купальниках, уныло восседавших в застекленном пространстве. По правде сказать, использованная идея реалити-шоу не просто не нова, но и значительно приелась, превратившись из актуальной почти в антикварную. Подглядывать за другими людьми порядком надоело, даже если эти люди творческие и неординарные. Впрочем, «Коммуналка» – это перформанс, растянутый на несколько дней, главная задача которого не проследить взаимодействие людей, живущих в закрытом пространстве, а получить от них некий художественный продукт, созданный в не совсем обычных условиях. За стеклом – семь известных художников, работы каждого из которых будет оценивать жюри, состоящее, видимо, по иронии судьбы исключительно из представительниц прекрасного пола, правда, отлично разбирающихся в современном искусстве (Екатерина Деготь, Ирина Кулик, Милена Орлова и другие). Кстати, будет учитываться и мнение простых посетителей, которые смогут заполнить специальные анкеты. По словам куратора всего действа Антонио Джеуза, несмотря на то что этот проект является экспериментом, он очень свободный и легкий. Его цель не посмотреть, кто из художников лучше, а привлечь интерес и внимание публики. «Для меня все победители», – сказал Джеуза.
Рядом с вновь организованной «Коммуналкой» – результат уже состоявшегося совместного проживания-творения художников, проект «Шаргород». Название экспозиции и предшествующему ему фестивалю дал небольшой украинский городок, сохранивший старинный облик и неповторимый патриархально-окраинный дух. Художники из России и c Украины, собравшиеся там летом 2006 года, создавали свои произведения под впечатлением от этого маленького уютного местечка в разнообразных техниках – это и живопись, и фотография, и видео, и граффити. Теперь часть их работ приехала на Арт-Москву.
Искусственная буря. Инструкция прилагается. |
Эксперименты с текстом. Перспектива печальна. |
Дети – это цветы. Цветные дети – это современное искусство. |
Герои и жертвы современного искусства. |
Койкоместо к «Коммуналке» уже занято. |
Оскал прекрасного. |
Красное и черное. Эротика и фантастика. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |