Герои оперы Равеля поют о быстротечности времени.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Приглашение на променад-концерт в Архангельском выглядело заманчиво. На белой открытке было полностью изложено меню фуршета в импрессионистской стилистике: продукты и блюда должны были изображать картины. В реальности все выглядело еще более соблазнительно. Маслинами официанты выложили «Черное полотно», свежими овощами и авокадо – «Зеленое», сырами и кремом из раков – «Белое», а фруктами, шиффонадом из лосося, пармской ветчиной и гаспаччо – «Красное». В качестве аперитива предлагалось розовое Кюве Анри Фабр, а на дижестив – коньяки Ришар Делиль ХО и Клуб Сигар ХО Премьер Гран Крю – все, как положено в аристократических усадьбах. Впрочем, пищи для духа тем, кто не поленился в воскресный вечер выехать в подмосковную усадьбу, некогда принадлежавшую князьям Юсуповым, тоже хватало. Светская публика слушала Равеля. На свежем воздухе играли «Испанский час».
Творческое объединение Bell’ Arte, поставившее оперу, изящно напомнило пресыщенной и хлебом, и зрелищами московской публике о быстротечности времени и одновременно позволило расслабиться, созерцая закатное летнее солнце во время променад-концерта. Там, где бывали императрица Екатерина II и ее внук Александр I, подолгу гостил Пушкин и собиралась самая утонченная публика двух столиц, наши современники ненадолго потерялись в совершенно сказочной реальности. Мирно качались в гамаках, пили чай, сидя на соломенных стульях прямо на лужайке.
Напомним, это уже второй в задуманной серии променад-концертов в Архангельском. Первый, в минувшем сентябре, был выдержан в стилистике французского барокко. Тогда гостей развлекали комедией-балетом Люлли «Времена года» на сцене домашнего театра Юсуповых, оформленном Пьетро Гонзага.
В этом году темой променада стала эстетика импрессионистов, а представление шло под открытым небом, в центре паркового газона-партера, в виду парадного фасада дворца.
Для концерта-променада – круглый свод, обтянутый прозрачным пластиком. Он вместил и импровизированную сцену, и прозрачные же декорации, и оркестр, и полукруглые ряды зрительских кресел. Среди так называемых публичных зрителей были замечены: большая, по ее собственным словам, любительница оперы Карин Херольд Мальгеруд, третий секретарь посольства Швеции в России, режиссер Вадим Абдрашитов с женой, худрук Театра у Никитских ворот Марк Розовский. Он, как знаток музыкальных постановок, похвалил талант молодых исполнителей и идею постановки оперы в усадебном парке (в его театре уже не первый год с успехом идет спектакль под открытым небом «Песни нашего двора»).
Труппа, которую собрали для этого проекта, состояла из молодых, но уже хорошо зарекомендовавших себя оперных и театральных артистов. Особенно выделялись Торкемада – Тигран Матинян из Ленкома и единственная героиня оперы Концепция – ее партию пела Екатерина Орлова, лауреат Конкурса имени Дворжака.
Впрочем, к прослушиванию оперы организаторы променада зрителей не принуждали. Напротив, им были предложены разные альтернативные развлечения – от прогулок по усадьбе и осмотра ее архитектурных красот до игры в крокет или бадминтон. Гости, вальяжно прогуливаясь, осматривали импровизированную выставку чешского фотографа Ядрана Шетлика, который вот уже два года трудится над масштабной фотосерией «Лица России». Он работал с Олегом Табаковым, Сергеем Безруковым, Людмилой Гурченко, Алиной Кабаевой и другими. Значительные лица российских звезд взирали на вальяжных гостей с мольбертов, расставленных вдоль зеленой аллеи. Пришедшим предлагалось поучаствовать в лотерее и выиграть фотосессию у Ядрана Шетлика. В ближайших планах фотографа, тоже посетившего променад-концерт, – съемка знаменитых дирижеров Темирканова и Гергиева. Пан Шетлик так впечатлился красотами Архангельского, что собирается, изменив своему обыкновению снимать моделей в студии, перенести съемку на открытый воздух.