0
1528
Газета Антракт Интернет-версия

18.11.2005 00:00:00

Одетта с юмором

Тэги: плисецкая, балет


плисецкая, балет Майя Плисецкая в шутку всегда говорит, что ее красота поддерживается цветами.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Празднества в честь великой балерины в самом разгаре. В Москве проходит фестиваль балета Майи Плисецкой, и сегодня в Большом театре – премьера ее любимого балета «Кармен», специально возобновленного к юбилею балерины. Не только родной театр, но и весь мир хочет поздравить Плисецкую. Недавно ей вручили премию имени принца Астурийского: престиж награды от королевской семьи Испании плюс 50 тысяч евро. Майю Михайловну уже поздравили в оперном театре Литвы, впереди торжества в Токио и в Париже, в театре Пьера Кардена, в феврале лондонский театр Ковент-Гарден устраивает гала-концерт в ее честь.

В Москве Плисецкую наперебой приглашают на именные приемы и торжества. Фарфоровый завод тиражом 300 экземпляров выпустил коллекционную тарелку с рисунком – фигурой балерины. Но дни перед ее днем рождения проходят не только в празднествах. Не раз на этой неделе Майя Михайловна отправлялась на работу в Большой театр: надо было репетировать с труппой. На верхней сцене театра Плисецкая лихо отбивала ритм ладонями, азартно приплясывала, демонстрируя новой Кармен, Светлане Захаровой, правильные позы и жесты – и ошарашивала молодежь (толпу солдат из балета) замечаниями типа «вы должны быть как ребята из сериала «Бригада», а Кармен – вообще оторва».

В перерыве между репетициями Плисецкая дала интервью обозревателю «НГ».

-Майя Михайловна, в эти дни вас активно поздравляют, и считается, что после определенного возраста можно писать и говорить, сколько женщине лет. Вас это не смущает? Как вы вообще относитесь к своим юбилеям?

– Мы, балетные, не можем скрывать свои года, что-то убавлять или прибавлять. Танцу начинают учить в десять лет, а в это время возраст пишут точно. И никуда не денешься. Упоминания возраста меня совершенно не волнуют. Хотите писать, сколько мне лет, – пожалуйста.

Дни рождения я не люблю отмечать, но меня заставляют. Просто не спрашивают. Вот сейчас я думала, что не буду отмечать день рождения в Москве: Большой театр, в котором я проработала всю жизнь, закрыт на ремонт. Но дирекция театра сказала: «Пожалуйста, не отказывайтесь, мы очень хотим».

– Я наблюдала, как все вас обожают, осыпают комплиментами, а вы этому как будто удивляетесь и говорите: «Я не думала, что меня так любят».

– Когда я вижу любящие глаза и слышу овации, не перестаю этому поражаться. Каждый раз это как будто впервые.

– Кому-то на юбилеи дарят бриллианты и меховые манто, а Плисецкой – музыку к спектаклю. К одной из круглых дат ваш муж Родион Щедрин подарил вам партитуру балета «Дама с собачкой»┘

– Это был самый лучший подарок. Действительно, не колье же дарить! Родиона надоумили шведы. Я танцевала «Чайку» в Гетеборге, и какой-то журналист сказал Щедрину: «Вам не приходило в голову написать музыку для чеховской «Дамы с собачкой»? И Родион на эту тему запал.

– Одна танцовщица, ваша коллега, вспоминала, как рядом с вами делала ежедневный класс у балетного станка. Рыжеволосая красавица, пишет она, в классе все время ныла: «Как мне это надоело, сколько можно, хочу на пенсию». И добавляет: до солидного возраста Плисецкая дотанцевала скорее всего из вредности.

– Я никогда не любила работать у станка, это истинная правда. Мне было неинтересно. Хотелось танцевать спектакли на сцене, а не заниматься ежедневным тренингом.

– Вы рассказывали, что классические партии всегда танцевали с юмором, потому что исполнять их всерьез скучновато. Можно узнать, как выглядели в ваших глазах, например, «Лебединое озеро» и Одетта с юмором?

– Ну просто надо делать все не на полном серьезе. Вы послушайте музыку Глазунова в вариации Раймонды – там явная улыбка! Словами трудно объяснить. Хорошо, что этот вопрос мне не задали, когда я танцевала, а то бы меня сбили. Есть такой анекдот: идет старик с большой бородой, а мальчишки вслед ему кричат: «Дед, ты, когда спишь, бороду на одеяло кладешь или под одеяло?» Старик задумался – и перестал спать.

– Правда, что вы ходили в зоопарк изучать повадки лебедей, когда готовили балетного Лебедя?

– Да, когда учила «Умирающего лебедя». Все движения рук-крыльев я у настоящих птиц подсмотрела.

– Вы утверждаете, что не любите балет, как его любят, к примеру, балетоманы, для вас это просто работа.

– Это моя профессия. Балетоманов интересует в балете все, а я смотрю балет тогда, когда что-то конкретно хочется увидеть или когда мне предлагают работать в жюри балетного конкурса. Вот это очень интересно: узнать, что, где и как сегодня исполняют.

– Мы издавна привыкли гордиться классической балетной школой и своими артистами балета. Как бы вы прокомментировали фразу «российский (раньше – советский) балет – лучший в мире»?

– Сейчас время изменилось. Можно поехать куда угодно, выступать где угодно. Все всё знают и всё видят. Как председатель жюри балетных конкурсов, я хорошо знаю молодое поколение балерин. В Японии я была два раза председателем жюри конкурса в Нагое. Это очень престижный конкурс, и не было страны, которая не прислала бы в Нагою своих танцовщиков. Я судила там классику, но из интереса бегала смотреть и соревнования в модерн-дансе. Так вот, все танцуют здорово, и где чья школа – уже неизвестно. Сначала меня поразили китайские балерины, а в последний раз – корейские девочки, которым по семнадцать лет. Они все красавицы, с фарфоровыми личиками, чудными фигурами, изумительными ногами. Одинаково хорошо танцуют всё – хоть классику, хоть современный танец. И хореографы в мире появились совсем новые, молодые, им по двадцать. Это такая же история, как со спортом и с музыкой. Какие сейчас есть японские и китайские виртуозы скрипки! Решает не название страны, а только талант.

– «Я завидую только соням, а больше никому и ничему». Ваши слова. Это вам легко дается – никому не завидовать?

– Я всю жизнь плохо сплю, пью снотворное. Это отбивает память, я часто обижаю людей: вижу человека, знаю, что мы знакомы, но не помню, кто это. Кроме сонь, я и вправду никому не завидовала. Это всегда давалось легко. Я такой родилась – незавидующей. Научиться этому нельзя. В артистическом мире я незавидующих людей почти не встречала.

– Алексей Ратманский, худрук балета Большого театра, недавно назвал вас единственной в своем поколении балериной, которая не консервативна и интересуется современным искусством, современным танцем.

– Одна знакомая девочка говорила: «Спектакль был скучный, длинный, но интересный». Так не бывает. Для меня главное слово в искусстве – «интересно». Чтобы не было скучно смотреть и слушать. Я люблю всякое искусство – и классику, и модерн, лишь бы затрагивало. Не зря говорят – привези дикаря в музей, и он интуитивно ткнет пальцем в шедевр. Это правда.

Вот все говорят «формализм», а никто не знает, что это такое. Для меня величайший гений живописи – Рембрандт. Он стопроцентный формалист. На черном портрете написать лишь золотую цепь – совершенно формалистический прием. Но скажите это в советское время – закидали бы камнями.

Искусство – это вообще форма. Это то, что давала Агриппина Ваганова в балетной школе. Сейчас у балерин легко ломается форма танца. А в классе Вагановой такого не могло быть. Когда балерина падала, Ваганова говорила: господи, ты так громко приземляешься, как сорок лошадей. Она специально давала такие комбинации, что, если ты не сделаешь правильно, – упадешь. То есть хочешь не хочешь, а станешь делать все как надо. Ваганова не говорила «держи спину». Она давала такие движения, что, если ты их не сделаешь точно, – будешь на полу.

– Вы согласны с тезисом «художник должен быть голодным»?

– Творчеству мешают излишества. Почему самая богатая в мире страна – Швейцария не производит таланты?

– У них есть известные писатели – Макс Фриш, Фридрих Дюрренматт...

– И все. Потому что им там не надо напрягаться.

– В последние годы у вас есть время для досуга, вы много читаете. А что именно?

– Читаю совершенно бессистемно. Меня интересуют исторические книжки. Вот недавно прочла, что историки Медведевы пишут о спектакле «Лебединое озеро», которое я танцевала за два дня до смерти Сталина. Мол, он тогда был в театре. Этого не могло быть, подумала я. Если б приехал Сталин, все знали бы заранее, по театру сновали бы множество людей в штатском. Потом я заглянула в свои дневники за тот год. Там есть запись от 28 февраля: «Вчера танцевала «Лебединое озеро». Это был один из лучших моих спектаклей. Значит, Сталин бывал в театре инкогнито.

– Сейчас, в дни юбилея, вам преподносят то эксклюзивный торт «Кармен», то золотую звезду от знаменитого европейского ювелира. Это дары корпораций и богачей. А от простых зрителей в вашей жизни были особо памятные знаки внимания?

– Цветы, просто море. Я цветы очень люблю. Это божий дар. Что может быть красивее?

– После ваших премьер в Большом театре цветы, говорят, покрывали вашу квартиру на полтора метра в высоту. К этому легко привыкнуть. Как потом жить известному артисту без постоянных знаков внимания?

– Я трезвый человек. Когда я даю танец – мне дают благодарность. Когда я не даю – не вправе требовать, чтобы мне давали.

– Вы, кажется, не только цветы, но и лес любите?

– Да, и грибы собирать. Одно из самых больших удовольствий, которое имеет человечество. Для этого не надо ни богатства, ни знаний. Увидеть белый гриб – боже, какая неизбывная радость!

– Иностранцы этого не понимают. Они спрашивают с недоумением: зачем собирать, когда можно пойти и купить?

– Они и про огород не понимают. Все ведь есть в овощных магазинах. Но со своего огорода – другой вкус. У нас большой огород в Литве, в Тракае. Родион Константинович обожает сажать огурцы и салат.

– На пресс-конференции в Москве вас спросили, хотели бы вы жить в XIX веке. Вы ответили: «Нет, в XXIII». Вы с оптимизмом смотрите в будущее?

– Не уверена. Хотелось бы, конечно, но что сейчас творится в мире┘ Будущее никто не может предугадать, разве что Нострадамус. А мне всегда было интересно, что будет завтра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
725
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2464
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1655
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1276

Другие новости