0
2577
Газета Антракт Интернет-версия

03.12.2004 00:00:00

Вдовствующие императрицы Востока

Тэги: суха арафат, палестина


суха арафат, палестина Семья в центре.Встреча с президентом Франции Жаком Шираком в Газе. 1996 г.
Фото Reuters

Сплошь и рядом жена политического лидера оказывается у всех на виду, лишь когда он из видного деятеля превращается в просто человека – женится, заболевает или умирает. Это в полной мере можно сказать о жене покойного Ясира Арафата Сухе. О ней много писали в момент их женитьбы 14 лет назад и этой осенью, когда внезапно заболевшего лидера палестинского народа эвакуировали из резиденции в Рамалле, что на Западном берегу Иордана, в Париж, где он и скончался во французском военном госпитале Перси. На все вопросы о здоровье лидера палестинцев, о том, кто сможет его посетить в больничной палате, и, наконец, о характере болезни и причине смерти администрация госпиталя отвечала: «Как скажет Суха Арафат».

По французским законам все, связанное с болезнью человека и его смертью, находится в сфере юридической ответственности его семьи. Суха и есть – семья, то есть самый близкий к Арафату человек. А еще у Арафатов есть дочь – девятилетняя Захва (названная так в честь его матери).

Суха родилась в Иерусалиме в зажиточной палестинской семье Тавиль. Ее отец – банкир, окончивший Оксфордский университет. Мать – известная палестинская журналистка и писательница. Тавили – христиане. Суха училась в религиозных интернатах в Рамалле и Наблусе, затем поступила в парижскую Сорбонну.

Познакомились будущие супруги в иорданской столице Аммане, куда молодая палестинка была направлена одной из французских газет. Встрече с палестинским лидером, важной для любого корреспондента, освещающего ближневосточную проблему, способствовала, как говорят, мать Сухи – Раймонда. Позднее Арафат пригласил образованную, владеющую иностранными языками девушку в свой аппарат сотрудником отдела общественных связей, а затем сделал ее советником по экономическим вопросам. В 1990 г. Ясир Арафат и Суха поженились в Тунисе, где в то время находилось руководство ООП. Перед тем невеста перешла в мусульманство. Это связано с исламским вероисповеданием Арафата и большинства палестинцев.

До этого Арафат часто высказывался в том духе, что он «женат на палестинской революции», однако в действительности сам дважды был готов вступить в брак, но его планы срывались. Когда же он наконец женился, для многих это стало неожиданностью, видимо, главным образом из-за большой разницы в возрасте. В момент женитьбы Сухе было 28 лет, Арафату – 62. В 1995 г. у Арафатов родилась дочь.

После переезда палестинского руководства из Туниса на палестинские территории Арафаты какое-то время проживали в секторе Газа, затем в Рамалле. На третьем этаже Мукаты, резиденции Арафата в Рамалле, специально оборудовали квартиру для семьи, но сам раис, как называли главу Палестинской автономии, не стал жить в «слишком роскошной» обстановке и остался на втором этаже, где его офис совмещался с жильем.

Самые близкие женщины Ясира Арафата – жена и дочь..За официальной церемонией прощания с палестинским лидером в Каире они наблюдали из окна автомобиля. Фото Reuters

Совместная жизнь продолжалась недолго. Суха с дочерью выехали во Францию, что было объяснено необходимостью лечения ребенка от тяжелой болезни – лейкемии. Да и будь ребенок здоровым, трудно представить их жизнь в Мукате в условиях начавшейся второй интифады и возраставших по своему размаху карательных акций израильских войск. Как известно, сама Муката стала объектом военных действий, когда израильские танки разрушили ограждавший ее забор. В последние три года Арафат находился в ней практически на положении узника и не мог не только выехать из здания, но и выйти на улицу. В Израиле время от времени, в том числе и на официальном уровне, обсуждался вопрос о необходимости «устранения Арафата». В других случаях говорилось о планах его высылки за границу без права возвращения на палестинские территории. Все это время Суха могла поддерживать связь с мужем лишь по телефону или обмениваясь письмами.

Хотя Суха после замужества не занимала официальных постов в Палестинской автономии, ее прошлая работа в офисе Арафата подразумевает, что она – твердая сторонница борьбы за создание независимого палестинского государства. Известно, что в случае необходимости Суха за словом в карман не лезет и может решительно отбрить собеседника, если он, по ее мнению, несправедлив к палестинцам.

В то же время высказывания жены Арафата не всегда совпадали с официальной линией палестинского руководства, позицией самого Арафата. Чаще они отличались большей боевитостью, радикализмом. Так, она выражала свои симпатии экстремистским группировкам, от которых пытались откреститься арафатовцы. В 2002 г., когда Арафат осудил теракты против гражданских лиц в Израиле, Суха заявила корреспонденту лондонской арабоязычной газеты, что если бы у нее был сын, то для нее высшей честью было бы его самопожертвование за дело палестинского народа.

В то же время образованная и эмансипированная Суха мало соответствовала образу правоверной мусульманки. Когда еще позволяла обстановка, она ездила по палестинским территориям на легковом автомобиле «БМВ», не прикрывала голову платком и носила туфли на высоком каблуке. Одно из распространенных замечаний в ее адрес: слишком светская женщина, любит роскошь – платья от Луи Ферро и туфли от Кристиана Лубутэна. В печати упоминалось также, что Суху видели в дорогих бутиках Парижа с подругами – сестрой короля Марокко и женой саудовского миллионера Аднана Кашогги.

Время от времени в мировой печати появлялись сообщения о том, что Арафат переводил большие суммы на жизнь Сухи и ребенка в Париже. В частности, сообщалось, что помимо ежемесячной суммы в 100 тыс. долларов на ее имя в 2002 и 2003 гг. через швейцарский банк было сделано два перевода на общую сумму около 11 млн. долларов. Переводы расследуются французскими властями на предмет того, что это попытка «отмывания денег». Суха считает, что эти сведения «опубликовал Шарон». Она дала понять журналистам, что получала определенные суммы в порядке выполнения поручений палестинского руководства.

И вот внезапная болезнь Арафата и его смерть. В это время Суха никак не походит на тихую – домашнюю – арабскую женщину. Она полностью сознает свои права и использует их. Именно жена Арафата жестко контролирует все, что касается огласки сведений о состоянии здоровья мужа. Она решительно осудила палестинских лидеров, спешивших, по ее мнению, распрощаться со своим руководителем – «живьем похоронить его». Мир узнает официальный диагноз болезни и смерти Арафата лишь тогда, когда на это согласится его вдова.

В мировых СМИ стойко держится версия о разгоревшейся между палестинским руководством и Сухой Арафат «борьбе за наследие» палестинского вождя. Покойный вождь палестинцев якобы хранил огромные общественные фонды на секретных счетах, которыми мог распоряжаться только сам. Кроме того, большие средства были вложены им в бизнес – в различные компании на Ближнем Востоке, реестр которых имелся только у него. Общие размеры богатства Арафата оценивают в несколько сот млн. долларов. Назывались и большие суммы: от 1 до 4 млрд. долл.

В то же время нельзя не отметить, что переговоры Сухи с прибывшими в Париж представителями палестинского руководства позволили довольно быстро устранить трения. Непохоже, что делили крупные средства, если вообще делили что-либо. По слухам, просочившимся в СМИ, палестинцы пообещали продолжить в прежнем размере текущие финансовые выплаты на жизнь Сухи и ее дочери. О том, каковы они, не сообщалось.

Информированные палестинцы утверждают, что в действительности ни Арафат, ни его жена не были богачами. Не тратилось много денег и на жизнь Сухи в Париже. На самом деле, утверждают они, в последние годы Суха с дочерью чаще жили в Тунисе, где им помогали деньгами местные спонсоры, чем в дорогом Париже.

После смерти Арафата среди палестинцев пошли разговоры, что Суха намерена принять активное участие в политике – уже как самостоятельная фигура. В этом ей на руку и собственные образование и политические задатки, и сохраняющееся поклонение палестинцев перед покойным вождем.

Не закрыта перед Сухой и другая дорога – участие во французской политической жизни. Она практически подготовлена к этому годами жизни во Франции и имеет французское гражданство. Человек двух культур и языков, Суха – в качестве политической фигуры – приемлема как для обычных французов, так и для многочисленных иммигрантов арабского происхождения, проживающих во Франции. Последнее обстоятельство выглядит как очевидный плюс для политика в стране с быстрорастущим исламским электоратом.

Последнее сообщение о Сухе Арафат и ее дочери: в середине ноября их видели в небольшом пассажирском самолете, который совершил посадку в Ливии по пути в Тунис.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
654
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2384
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1585
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1212

Другие новости