Генсек ОДКБ Николай Бордюжа (крайний справа) и экс-министры обороны Павел Грачев и Игорь Сергеев выпили за армянскую армию без Сергея Иванова.
Фото автора
Не так давно в посольстве Республики Армения в тихом переулке российской столицы торжественно отметили 12-летие национальной армии этой страны. Собственно, годовщина приходится на 28 января, и в Ереване по этому случаю был дан салют. Но прием в Москве должен был подчеркнуть крепость военного сотрудничества с Россией. Ведь Армения сегодня, как считают военные эксперты, самый надежный партнер России в Закавказье, активный участник Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Во дворе дипмиссии играл духовой оркестр под управлением генерала Казачьих войск Хачатура Аветисяна. С седой окладистой бородой и усами (такие носили лишь царские генералы), в скромном парадном мундире, дирижер почти ничем не напоминал российских казачьих генералов, любящих «распетушить» свою форму. Под аккомпанемент маршей и строевых мелодий в особняк съезжались приглашенные.
В обществе посла Армении в России Армена Смбатяна гостей принимал министр обороны (он же секретарь Совбеза) республики Серж Саркисян. Из официальных лиц самым заметным был генеральный секретарь Совета коллективной безопасности стран ОДКБ генерал-полковник Николай Бордюжа. Ждали министра обороны России Сергея Иванова, однако, как позже объясняли в кулуарах, поднять рюмку за вооруженные силы Армении ему не позволили важные государственные дела.
Зато мероприятие почтили присутствием сразу два экс-главы российского военного ведомства – «лучший министр за всю историю России» (по оценке Бориса Ельцина) генерал армии Павел Грачев и «последний министр обороны из военных» генерал армии Игорь Сергеев. (Как сказали корреспонденту «НГ», приглашались все последние экс-министры начиная с Дмитрия Язова.)
Оба экс-министра прибыли в гражданских костюмах. На Павле Грачеве был простой, неброский, но весьма дорогой галстук. А Игоря Сергеева, похоже, кто-то надоумил прийти на празднование в модном широченном галстуке. Тот же предмет гардероба Николая Бордюжи привлекал оригинальным узором и расцветкой под цвет глаз. Подбирать выразительные галстуки генсек ОДКБ научился, вероятно, на дипломатическом поприще в Дании. К этой троице исподволь было привлечено особое внимание.
Российское Минобороны представлял на приеме заместитель начальника Генерального штаба и нынешний рупор российского военного ведомства генерал-полковник Юрий Балуевский. Однако с тостом он так и не выступил и почти весь вечер провел в обществе двух отставных министров.
Собравшихся угощали знаменитым армянским коньяком (правда, не самых многолетних выдержек), обретающей ныне популярность у российского бомонда тутовой армянской водкой (к слову, спирты для нее вырабатывают в Нагорном Карабахе), вином с араратских долин и шотландским виски. Стол был по-армейски скромный.
Когда Серж Саркисян начал свою короткую речь, экс-министр Павел Грачев потянулся за большой бутылкой коньяка «Ани», налил себе, Сергееву и предложил Бордюже. Последний отказался, предпочтя красное вино. Но и его почти не пил.
Армянский министр обороны Серж Саркисян, поблагодарив «всех, кто помогал в создании национальных вооруженных сил» (персонально упомянув при этом Павла Грачева), заверил присутствующих в том, что «армянская армия находится в полной боевой готовности, но дай бог, чтобы о ее боеготовности судили только эксперты». Никаких откровенных намеков сделано не было, но присутствующие не могли не почувствовать, что стальные нотки в здравице прозвучали в адрес Азербайджана, новое руководство которого не исключает возможности решения нагорно-карабахской проблемы силовым способом.
Затем приглашенный музыкант исполнил «Господа офицеры, по натянутым нервам┘». Пожалуй, даже лучше, чем поет ее сам автор, Олег Газманов. Весь вечер тот же солист пел и другие популярные в армейской среде российские песни. Прозвучали и две армянские песни – одну сочинили еще в период борьбы с Османской империей, вторую – во время Великой Отечественной.
После одной из песен Николай Бордюжа, так и не допив красное, поспешно откланялся.
Пока Серж Саркисян давал блиц-интервью одной симпатичной журналистке, к Павлу Грачеву выстроилась очередь из приглашенных на раут «ивановских» и «эсэнговских» генералов – засвидетельствовать свое почтение неожиданно встреченному ими здесь экс-министру.
Действительно, Грачев, отправленный Ельциным в отставку в 1996-м, ушел с тех пор в тень, работает себе тихо главным военным советником в «Рособоронэкспорте» и не стремится выступать публично с какими-то откровениями в СМИ. Однако он уделил корреспонденту «НГ» несколько минут «без диктофона», осведомившись перед этим: «А вы точно не из «Московского комсомольца»?»
Павел Сергеевич за восемь прошедших лет внешне изменился мало. Сказал, что никогда не хотел быть министром обороны («я ведь не кабинетный, я боевой генерал, пять лет в Афганистане, да и мой отец никогда не рекомендовал лезть в такие верхи»), но Ельцин заставил его, «как командующего элитными десантными войсками», принять пост первого силовика страны в то переломное для России время. Поэтому в 1996-м Грачев, по его словам, оставил эту должность с легкой душой и чувствует себя сейчас великолепно. К закрепившемуся в народе прозвищу Паша-«Мерседес» экс-министр обороны относится с юмором и на репортеров за это не обижается: «Я сейчас уже на «Мерседесе» не езжу, у меня прекрасная «БМВ»┘ Вот если бы меня на всю страну прозвали Паша-«Запорожец», тогда было бы обидно».
Грачев и завершил этот спокойный и теплый армяно-армейский вечер, произнеся последний тост за дальнейшее развитие вооруженных сил Армении. Балуевского к тому времени в зале уже не было.