О том, что в Московском доме фотографии происходит нечто экстраординарное, возвещали не только рекламы на растяжках над Остоженкой, но и огромная толпа на тротуаре у входа в МДФ, медленно и упрямо вминавшаяся в узкую дверь. Все околокультурные журналисты, светские персоны и просто любители фотоискусства знали, что в Москву привезли Хельмута Ньютона - не только ретроспективную выставку, но и самого Мэтра.
В маленьких залах МДФ было не протолкнуться, любовь к искусству превратила вернисаж в подлинное торжество демократии - даже поднаторевшие в своем ремесле фоторепортеры не всегда могли выхватить из плотной толпы лица VIP-ов. Слышались фразы: "Борового вроде видел...", "Бартенев пришел"...
Но даже замотанное в какое-то подобие ситцевого чепчика лицо в "кошачьих" очках Андрея Бартенева не смогло отвлечь желающих воочию увидеть самого скандального из патриархов модной фотографии.
Тем более понятны были восклицания директора Дома фото Ольги Свибловой - фотограф вышел к народу далеко не в самом большом зале, кондиционер не работал, публика шла стеной, и обеспокоенная здоровьем восьмидесятитрехлетнего маэстро госпожа директор, возвысив голос, попросила зрителей "подать назад".
Ньютон улыбался, поблескивая темно-розовыми линзами очков - частью своего неизменного имиджа. Его супруга, муза, модель и правая рука, куратор выставки Джун Ньютон, без улыбки кивнув публике, села на стул у стены, а фотограф сказал несколько слов благодарности и Ольге Свибловой - "за неуемную энергию организатора", "притащившего" его и его выставку в Москву, и, немного путаясь в должностях, - присутствовавшим представителям российской власти: Сергею Худякову, председателю комитета по культуре правительства Москвы, и "культурному сенатору" Евгению Бунимовичу из Мосгордумы.
После немного смятой из-за трудных внешних условий торжественной части Ньютон с супругой и большим букетом белых роз удалился в сопровождении организаторов ретроспективы, а все прочие гости остались любоваться его провокационными фото с обнаженными красотками, манекенами и дорогими авто.