- Борис Асафович, каков для вас образ этой женщины?
- Я всегда восхищаюсь ее образом и красотой, преклоняюсь перед ее эрудицией искусствоведа, перед чувством удивительного человеческого такта, а порой и совершенной непреклонностью человека, крайне принципиального в вопросах искусства. Я испытываю гордость за нашу страну, участвуя вместе с Ириной Александровной в переговорах с представителями иностранных держав. Ее блестящая эрудиция, знание языков и настойчивое желание показать в России шедевры мирового искусства преодолевали барьеры равнодушия, а порой и коммерческих интересов и делали невозможное возможным.
- Подвижничество по-прежнему остается чертой нашей российской интеллигенции или оно стало в нашем обществе раритетом?
- Применительно к Антоновой, конечно, остается. Без страсти подвижничества ее деятельность невозможна, ведь приходится преодолевать многие отечественные барьеры.
- Чем сейчас является Музей имени Пушкина в координатах российской и мировой культуры?
- Для русского человека этот музей всегда был святым - только так можно назвать храм искусств, созданный Иваном Владимировичем Цветаевым для просвещения российского общества. Сегодня Музей имени Пушкина становится в ряд первых музеев мира, и это происходит благодаря во многом Ирине Александровне Антоновой, которая сумела добиться включения его деятельности в орбиту великих музеев планеты.
- Какие акции Антоновой вам наиболее запомнились?
- В первую очередь "Декабрьские вечера" с участием Святослава Теофиловича Рихтера. Меня восхищает в Ирине Александровне широта интересов, та чуткость, с которой она открывала творчество Святослава Рихтера. Свой пронзительный интерес и преклонение перед этим великим человеком Ирина Александровна счастливым образом реализовала в этом проекте, которым теперь славен Музей имени Пушкина. Программы вечеров готовятся лучшими музыкантами нашей страны. Ирина Александровна всегда окружена звездами первой величины - это и Наталья Гутман, и Юрий Башмет, и Евгений Кисин... В этих вечерах принимают участие великие исполнители и музыкальные коллективы различных стран мира. Также запомнились вечера, посвященные композиторам-романтикам - Шуберту, Шуману, Шопену. Именно благодаря Антоновой мы имели счастливую возможность видеть в России произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Вермеера Дельфтского. В самые мрачные годы застойного периода в жизни нашей страны Ирина Александровна неизменно сохраняла и отстаивала шедевры современного искусства, начиная от импрессионистов. Имена Ван Гога, Гогена, Сезанна, Клода Моне, Матисса и Пикассо были предметом ее интереса, который она старалась передать нам, своим современникам.
- Какая черта наиболее свойственна Ирине Антоновой?
- Мне нравится та неистовость, с которой она отстаивает на встречах с зарубежными специалистами интересы своего музея, а также эрудиция в сочетании с блестящим знанием языков. Это вызывает восхищение не только у меня, но и у зарубежных искусствоведов высшего ранга. Мне остается пожелать Ирине Александровне Антоновой многих лет жизни на радость всем нам.