В Волгограде затягивается громкое «депутатское дело». Сидящих в СИЗО фигурантов самого скандального криминального события последнего года – парламентариев Волгоградской городской думы Алексея Зверева и Евгения Щура, а также экс-депутата Федора Литвиненко, обвиняемых в мошенничестве, уже четыре месяца не вызывают на допросы.
В конце декабря 2016 года Зверев, Щур и Литвиненко были арестованы волгоградскими силовиками. Всем им было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159. 5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования, совершенное организованной группой и в особо крупном размере). По версии следствия, нынешние и бывший депутаты организовали бизнес: помогали пострадавшим в ДТП через свои фирмы получить компенсации от федеральных страховых компаний. Следователи считают, что Зверев, Щур и Литвиненко получили десятки миллионов рублей дивидендов (точная цифра не называется).
«Депутатское дело» получило в СМИ широкий резонанс. Его сделали одним из публичных символов борьбы с коррупцией в регионе. Однако, по словам источников «НГ», знакомых с ситуацией, «депутатское дело» начало пробуксовывать и сейчас его судебные перспективы уже не кажутся такими блестящими: «Подозреваемые Зверев, Щур и Литвиненко находятся в СИЗО с конца декабря. Однако за четыре месяца они лишь один раз были вызваны на допрос, в ходе которого им предлагалось назвать свои имена и фамилии и дать информацию личного характера. По существу уголовного дела вопросы не задавались. Таким образом, лица, обвиняемые в совершении мошенничества в особо крупном размере, просто сидят в камере».
По мнению некоторых представителей волгоградского адвокатского сообщества, «депутатское дело» могло быть инициировано крупными федеральными страховыми компаниями, недовольными потерями доходов в регионе: «С помощью уголовных дел страховщиками предпринята попытка криминализировать одну из норм Гражданского кодекса (ГК) – договора цессии, то есть уступки права требования на возмещение страховой выплаты. Этой нормой в области сегодня активно и в полном соответствии с ГК РФ пользуются около 40 фирм. Они поставили дело на поток, с помощью сотрудников самих страховых компаний получают сведения об авариях, обращаются к потерпевшим и за 90% от предполагаемой суммы ущерба заключают с ними договор уступки права требования на возмещение страховой выплаты. Потерпевшие на это, как правило, всегда соглашаются, ведь это возможность быстро получить деньги на руки, а не дожидаться выплаты от федеральной страховой компании в течение 9–10 месяцев. Затем местные фирмы через Арбитражный суд взыскивают всю сумму страховки со страховой компании».
«Изменить целую главу в Гражданском кодексе федеральные страховые компании не могут, поэтому и была предпринята попытка создать в одном из регионов страны уголовный прецедент. Это хороший способ повлиять на практическое применение нормы о договоре цессии и попытаться остановить ее широкое использование», – предположил «НГ» один из волгоградских адвокатов. Судя по утечкам в СМИ, следствие сегодня занято поиском пострадавших и потерпевших в рамках «депутатского дела». Насколько успешно идет этот процесс на самом деле, пока не ясно.
«Депутатское дело», начавшись как триумф борьбы с коррупцией и мошенничеством в регионе, может обернуться скандалом, – считает политолог Андрей Миронов. – И дело не только в том, смогут ли волгоградские силовики довести громкое дело до суда и защитить там версию обвинения. Гораздо важнее вопрос, смогут ли местные правоохранители защитить позиции федеральных страховых компаний и создать прецедент, в котором те заинтересованы уже в масштабе всей страны».
На днях Минфин направил на согласование в ведомства новую порцию поправок к закону об ОСАГО, которые снизят объем выплат из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков и могут поставить крест на бизнесе, в причастности к которому подозревают депутатов. Требования по выплатам нельзя будет передавать автоюристам, и в отношении этих выплат не будет действовать закон о защите прав потребителей, по которому в судах сейчас взыскиваются суммы в два-три раза больше оплаченного ущерба по ОСАГО.
Волгоград