Фото автора
В Астрахани уличная активность оппозиции остается низкой, в Калмыкии вовсе отсутствует, а вот Волгоград превращается в центр протестного движения Нижнего Поволжья. Неравномерность протестной волны в макрорегионе связывают с разным уровнем местного административного класса и оппозиционных лидеров.
Акции уличного протеста 26 марта и 2 апреля по-разному прошли лишь в двух регионах Нижнего Поволжья. В Калмыкии, например, их не было совсем. «Ни одна политическая организация в республике не подавала заявок на проведение уличных акций, – сказал «НГ» заместитель руководителя администрации главы Калмыкии Буянча Галзанов. – Не было и попыток провести несанкционированные пикеты, митинги или шествия. В Элисте все тихо и спокойно, люди занимаются повседневными делами и радуются весне».
В Астрахани несанкционированный митинг 26 марта, организованный местными сторонниками Алексея Навального, прошел практически незаметно для горожан. «В акции приняли участие около 100 человек, – рассказал «НГ» политический эксперт Александр Алымов. – Митингующие собрались в сквере имени Ульянова, на Октябрьской площади с плакатами против Медведева. Насколько мне известно, полиция их не трогала. Постояв какое-то время, участники акции разошлись сами». Среди митингующих 26 марта был замечен лидер астраханских эсэров, депутат Госдумы Олег Шеин, который наблюдал за молодежными активистами.
2 апреля в сквере имени Кирова состоялся уже разрешенный астраханскими властями митинг, организатором которого выступил сам Шеин. По его призыву на акцию пришли около 200 человек, в основном пенсионеры. «Официальной темой митинга была заявлена проблема социальных льгот, волнующая пожилых людей, – отметил Александр Алымов. – Тема критики Медведева прозвучала уже позже, в разгар акции». В митинге Шеина, длившемся около часа, приняли участие около 15 молодых сторонников Навального.
По словам астраханских журналистов, акция 2 апреля стала информационным событием: «В отличие от митинга 26 марта ее активно обсуждали в социальных сетях. Правда, не столько по существу лозунгов и требований, сколько поведение отдельных участников. В частности, широкий резонанс вызвали публикации фотографий, на которых было видно, как руководитель фракции «Справедливая Россия» в областном Заксобрании Евгений Дунаев ходил по газону. В итоге Дунаева за это критиковали больше, чем Медведева за виноградники».
По мнению Александра Алымова, серьезных перспектив астраханский уличный протест не имеет: «Сегодня не 2012 год, тогда горожане были очень активны, но тогда же все и перегорело. Люди на митинги и пикеты сейчас идут неохотно: 250–300 человек – это все, что удается собрать. Хотя тот же Шеин 10 лет назад выводил на площадь до 2 тыс. пенсионеров».
Астраханские наблюдатели отмечают, что и сейчас на акции протеста горожане идут «не на Навального, а на Шеина»: «О Навальном большинство участников митинга 2 апреля понятия не имели. Пенсионеры расспрашивали сторонников Шеина и «Справедливой России», и те уже рассказывали им о руководителе Фонда борьбы с коррупцией и его фильме о Медведеве».
По словам Алымова, астраханская полиция вела себя весьма корректно по отношению к участникам акции 2 апреля: «Митингующих не трогали. Когда же в сквере появился человек с плакатом, осуждающим Навального, то полицейские аккуратно отвели его в сторону, чтобы не допустить стычки с оппозиционерами».
На фоне Астрахани и тем более Элисты Волгоград является сегодня центром уличной протестной активности в Нижневолжском регионе. В несанкционированных митинге и шествии 26 марта, организованных местным штабом Навального и лидерами русских националистов, участвовали 800–1000 человек. Акция была довольно жестко разогнана сотрудниками полиции и ОМОНа, более 30 человек задержано, трое арестованы.
В минувшее воскресенье в Волгограде прошли сразу три акции протеста: разрешенный массовый пикет сторонников Навального, на который пришли около 100 человек, митинг обманутых дольщиков, лишившихся жилья (около 350 человек), а также акция протеста местных жителей в поселке Гумрак, недовольных результатами реконструкции дороги (около 250 человек). «Всего в уличном протесте 2 апреля, таким образом, приняли участие около 700 человек, – прокомментировал «НГ» ситуацию политолог Александр Стризое. – Эта цифра сопоставима с числом участников митинга 26 марта. Но в отличие от мартовской акции апрельская сопровождалась уже не критическими лозунгами в адрес Дмитрия Медведева, а требованиями по сугубо местной проблемной повестке».
По информации «НГ», в первой половине апреля в Волгограде пройдут еще несколько уличных акций оппозиции. «Для сохранения протестной волны в областном центре есть объективные и субъективные предпосылки, – считает политолог Андрей Миронов. – И дело не только в последствиях социально-экономического кризиса – в Астрахани и Элисте также хватает связанных с ним проблем, но уличный протест там не имеет того размаха, как в городе-герое на Волге. Волгоградский административный класс, прежде всего городские чиновники и депутаты, не знает, как реагировать на протесты различных групп населения. Работать на опережение, общаться с людьми они не могут. В результате, чтобы власть услышала о проблемах горожан, волгоградцы вынуждены выходить на улицы». По мнению Миронова, «если ситуация не изменится, высока вероятность того, что Волгоград станет одним из главных центров уличного протеста не только в Нижнем Поволжье, но и на всем юге России».
Волгоград