Фото пресс-службы администрации города Волжский
Город Волжский, второй по величине населенный пункт Волгоградской области, привлек внимание Ирана. Делегация промышленников и предпринимателей города через две недели отправится с деловым визитом в Исламскую Республику. Иран заинтересовала продукция волжских предприятий, а также логистические возможности городского порта. По мнению экспертов, спутник Волгограда рассматривается иранцами как еще одни торговые ворота в Россию.
Как пояснил «НГ» мэр Волжского Игорь Воронин, визит городских бизнесменов станет ответным: «13 декабря 2016 года в Тегеране прошел российско-иранский бизнес-форум, приуроченный к заседанию постоянной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Во время работы форума иранская сторона проявила большой интерес к Волжскому, к нашим производственным и логистическим возможностям. Февральский визит организован по инициативе иранской стороны и будет посвящен уже предметному обсуждению конкретных совместных проектов».
Источники в администрации Волжского, знакомые с ситуацией, сообщили «НГ», что интерес иранской стороны можно разделить на три сферы: «Первая – закупка продукции волжских предприятий, прежде всего труб большого диаметра, необходимых для прокладки трубопроводов, и изделий химического кластера. Вторая – создание в Волжском логистического центра для последующей реализации иранской сельхозпродукции (орехи, виноград, сухофрукты и проч.) по всему югу России, а также в других регионах страны. Третья – Волжский порт и его возможности с точки зрения транзита грузов из Ирана в Россию».
«Наш город находится на пересечении сухопутных и водных путей, которые соединяют Россию и Иран, – сказал «НГ» Игорь Воронин. – Географически удобное расположение позволяет рассматривать вопрос о создании в Волжском крупного логистического центра. Интересным направлением является также создание нового коридора для экспорта и импорта продукции между нашими государствами».
По словам политического эксперта Сергея Кротова, «интерес Ирана к Волжскому связан с поиском новых торговых и транзитных коридоров»: «После снятия с Исламской Республики международных санкций Тегеран стал стремительно развивать инфраструктуру транзитных перевозок. В сегменте «река–море» иранцев до сих пор интересовали порты Астрахани. Однако в стратегической перспективе более выгодными для Тегерана являются порты, расположенные в других регионах Поволжья. Прежде всего речь идет о речных портах Волжского и Волгограда. Эти портовые узлы иранцы рассматривают в качестве новых торговых ворот в южную часть России».
Препятствием к развитию более интенсивной кооперации иранских бизнесменов с Волжским портом, по словам эксперта, является действующее законодательство РФ. «К сожалению для иранцев, в российском законодательстве не предусмотрено плавание по внутренним рекам страны судов под иностранным флагом. Если бы эта проблема была отрегулирована, иранская экономическая экспансия в портовые города юга России была бы еще более активной. Пока же придется пользоваться сложной и неудобной системой перевалки грузов в астраханских портах», – сказал Кротов.
Политический эксперт Виталий Арьков предположил, что «лоббистские возможности Тегерана в российских органах государственной власти пока не позволяют скорректировать законодательство РФ в интересах допуска иранских судов во внутренние порты нашей страны, но в будущем ничего исключать нельзя».
Источники «НГ» в администрации области сообщили также о «заметном интересе» иранской стороны к портовому комплексу другого города региона – Калач-на-Дону: «Калачевский порт позволяет перевозить грузы, поступающие из Каспия по Волге сначала в Дон, а затем и в Черное море. Очевидно, этот маршрут является одним из привлекательных для Тегерана».
Волгоград