Блокада Ленинграда – одна из величайших трагедий XX столетия. Фото Сергея Конькова/ТАСС
В Питере начались обычные для января торжественно-траурные мероприятия, посвященные годовщинам прорыва (18 января 1943 года) и полного снятия (27 января 1944 года) ленинградской блокады, унесшей жизни почти миллиона жителей города. Сценарий официальных мероприятий долго почти не менялся с советских времен, десятки лет декларировалась главная роль в них самих ленинградцев-блокадников и бойцов, защищавших город. Однако людей, заставших блокадное время хотя бы в грудном возрасте, становится все меньше. Поэтому с каждым годом и властям, и их оппонентам приходится заново переосмысливать концепции печальных торжеств.
Недавно на всю страну прошумела история о том, как в Хабаровске была объявлена акция в «Магазинах радости»: населению было предложено продержаться сутки на 125-граммовом кусочке хлеба, испеченном по «блокадной рецептуре» – с добавлением жмыха, опилок, целлюлозы и прочего. Неподобающим развлечением сочли эту акцию многие петербуржцы самых разных взглядов. Даже известный депутат Госдумы Виталий Милонов заявил, что «125 блокадных граммов – это духовный символ несгибаемости народа и его веры. Нельзя клонировать святых!»
Впрочем, в самом Питере тоже обнаруживаются творческие люди. Так, 27 января в Московском парке Победы «Фонд защитников Невского плацдарма» будет не только раздавать «блокадный» хлеб, но и выдавать продуктовые карточки блокадного образца. В Петербурге, наконец, отведено место на Смольной набережной под Музей блокады, власти обещают сдать его к 2019 году. Областной Музей прорыва блокады собираются открыть уже 9 мая. Не так давно представитель комитета «В защиту исторического достоинства» Максим Цуканов был возмущен изображением советских воинов на фасаде здания, которые, по его мнению, выглядели монстрами. Но, выступая в честь прорыва блокады на межрегиональной акции «На рубеже бессмертия», губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что барельеф заменят уже в феврале.
В остальной России в последние годы блокадой заняты чуть ли не больше, чем в самом Питере. В ближайшие дни от Ярославля до Нарьян-Мара пройдут молодежные квесты «Блокада Ленинграда» по федеральной программе. Судя по видео с прошлогодних такого рода квестов, молодежь соревнуется на скорость – кто быстрее взвесит и согласно карточкам выдаст блокадную пайку, затем побежит обезвреживать мины и пр. В соревновании побеждают сильнейшие, быстрейшие и самые сноровистые. Считается, что таким образом молодежи прививается почтение к трагической странице жизни Ленинграда и страны. Однако люди, занимающиеся историей блокады, шокированы: в те дни недоедавшие замерзшие люди порой не могли вставать и ходить, а бегать и вовсе не мог никто.
Осенью в Питере был создан «Комитет 8 сентября», название – в память дня начала 900-дневной катастрофы. В него вошли журналисты, писатели, общественники. Они считают, что поминовение блокады должно наконец стать «адекватно скорбному смыслу этой величайшей трагедии XX столетия, а не превращаться в военно-патриотическую игру «Зарница». В городе издаются и мгновенно раскупаются книги о тех событиях – от полного блокадного дневника поэтессы Ольги Берггольц до дневников обычных людей, прошедших через голод и смерть родных. Интеллигенция считает, что «блокада увела за собой» рано умершего историка Сергея Ярова, автора исследования «Блокадная этика». Для многих (судя по обсуждениям в Сети) становятся откровением даже мелкие бытовые детали: например, что пресловутый «блокадный хлеб» или суп из жмыха в столовых не просто «выдавали по карточкам», а продавали по госценам.
Санкт-Петербург