Волгоград по итогам 2016 года демонстрирует отрицательную динамику в приросте населения. Всего лишь 17 тыс. человек обеспечили сохранение за областным центром статуса города-миллионника. Если бы не мигранты, город-герой на Волге давно уже был исключен из числа российских мегаполисов.
По данным «Волгоградстата», в 2016 году в Волгоградской области проживали 2 млн 545 тыс. человек, из которых 1 млн 16 тыс. 137 человек – в областном центре. Таким образом, всего лишь 17 тыс. человек позволяют сохранить за Волгоградом статус города-миллионника. «Если тренд не изменится, то исключение Волгограда из пула российских городов-миллионеров – дело времени, – считает политический эксперт Виталий Арьков. – В минувшем году город официально лишился 0,13% населения – это почти 1500 человек. Отрицательный прирост населения связан прежде всего с превышением смертности над рождаемостью: на 11,6 родившихся волгоградцев приходится 13,2 умерших». Сохранить Волгограду статус города-миллионника сегодня помогают только мигранты, отмечает Арьков: «По данным статистики, приток мигрантов является сегодня единственным положительным показателем волгоградской демографической ситуации – сальдо по нему составляет 0,2%».
«В период социально-экономического кризиса 2014–2016 годов из Волгограда в Москву, Санкт-Петербург и некоторые другие регионы страны уехало довольно заметное число волгоградцев с высшим образованием, – комментирует ситуацию политолог Александр Стризое. – В свою очередь, в регион перебрались выходцы из Украины, Азербайджана, Армении, республик Центральной Азии. Популярен Волгоград и среди переселенцев из Дагестана и других северокавказских республик РФ. Среди мигрантов преобладают люди со средним и средним техническим образованием. Они и позволяют удерживать Волгоград в номинации города-миллионника».
Впрочем, далеко не все мигранты в итоге стремятся остаться в Волгограде. По словам приезжих, город-герой на Волге отличается доброжелательностью и толерантностью местных жителей, но и одновременно дороговизной, проблемами с работой и коррупцией чиновников.
«В Волгограде трудно жить, – рассказывает переселенец из Донбасса, а ныне волгоградский таксист Роман. – Работу найти практически невозможно. Без блата или взятки никуда не сунуться». По словам мигранта из Армении Сержа, также зарабатывающего на жизнь частным извозом, он «думал сначала остаться в Волгограде», но теперь планирует весной перебраться в Ростов или Краснодар: «Там жизнь другая, можно зарабатывать, как-то крутиться, не так тяжело со взятками».
«Волгоград на самом деле является крайне непростым для жизни городом, – говорит Виталий Арьков. – Это связано прежде всего с качеством муниципальной власти, качеством решений, принимаемых городскими чиновниками и депутатами. Только за последнее время, например, городские власти повысили стоимость проезда на транспорте, провели весьма странную реформу системы детского питания, вышли с инициативой существенного повышения коммунальных тарифов. Все это не добавляет оптимизма волгоградцам, а также гостям города».
Волгоград