Фото пресс-службы губернатора Волгоградской области
Ответственность за попытку поджога дома, в котором живет волгоградский губернатор Андрей Бочаров, взяла на себя малоизвестная «Русская повстанческая армия» (РПА). Анонимные представители РПА заявили о намерении совершить и другие нападения на территории РФ. Эксперты пока сомневаются в причастности «русских бандеровцев» к ЧП в Волгограде, связывая произошедшее с попыткой давления на главу региона в связи с его профессиональной деятельностью.
В ночь с 15 на 16 ноября неизвестный (по другим данным, группа лиц) пытался поджечь дом в поселке Латошинка Тракторозаводского района Волгограда, где живет Андрей Бочаров.
Бутылка с зажигательной смесью была брошена через забор, огораживающий двор дома. По одним данным, «коктейль Молотова» не долетел до окна коттеджа, по другим – ударился о стену, но не причинил серьезного ущерба.
После ЧП сотрудники полиции начали поиск поджигателя. Хотя Латошинка считается элитным поселком и имеет не только пост охраны, но и видеокамеры, поймать нападавшего по горячим следам не удалось. Сотрудники полиции совершили обход по соседним домам, опросили их обитателей, однако пока это не помогло прояснению ситуации.
Впрочем, ни силовики, ни представители областных властей официально не комментируют происшествие. До сих пор нет достоверной информации, возбуждено ли по факту нападения уголовное дело. Один из местных интернет-ресурсов утверждает, что дело есть, и даже по двум статьям – по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 (покушение на убийство) и по ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества). Опровержения этой информации со стороны силовиков не последовало, что дает основания предполагать, что версия покушения на губернатора становится сегодня основной при расследовании ночного ЧП.
Косвенно это подтверждают и публикации в СМИ, связанных с областной властью. Так, ресурс «Волга-медиа» предполагает, что произошедшее связано с активной декриминализацией ключевых сфер региона. В тексте публикации, посвященной попытке поджога, отмечается, что ранее на встрече с журналистами Андрей Бочаров публично говорил о «попытках помешать наведению порядка»: «Противодействие было, есть и сегодня принимает совершенно другие формы, – заявлял глава региона. – Оно не ограничивается Волгоградской областью. Часть этих контактов уходит в Ростов, Москву, другие регионы. Это серьезный спрут, наследство 90-х. Но если бояться и ничего не делать – не будет того шанса, который есть у нас. В том числе у меня».
«У нас считают, что покушение на Бочарова связано с его профессиональной деятельностью, слишком многим он здесь перешел дорогу, начав возвращать в собственность государства незаконно отчужденное имущество, разрушая криминальную систему в сфере ЖКХ и земельных отношений. В результате «уважаемые люди» начали сотнями миллионов рублей терять прибыль», – сказал «НГ» источник в обладминистрации. Того же мнения придерживается и ряд федеральных экспертов и общественников, выступивших с комментариями по поводу ЧП.
Однако вечером 16 ноября в редакции ряда волгоградских СМИ пришло электронное сообщение от имени некой «Русской повстанческой армии». Представители РПА заявили о своей причастности к атаке на дом волгоградского губернатора. «Данная атака лишь начало наших действий в России, – говорится в сообщении. – Мы не остановимся ни перед чем. Поджоги, диверсии, формирование вооруженного подполья. Мы будем действовать до тех пор, пока не достигнем своей цели – освобождения России от диктатуры олигархов-монополистов во главе с ФСБ РФ».
«Так называемая «Русская повстанческая армия» действительно существует, по крайней мере в виртуальном пространстве есть ее следы, – прокомментировал ситуацию «НГ» политический эксперт Сергей Кротов. – Судя по открытым данным, РПА была образована в Киеве в конце декабря 2014 года. Костяк «армии» составляют «русские бандеровцы» – молодые люди русской национальности, принимавшие участие в АТО в Донбассе, а также, по слухам, активисты сообщества Orange, позиционирующего себя в качестве одного из политических центров русских националистов».
Как следует из текста заявления РПА, боевики организации якобы участвовали в совершении диверсии на Мурманской ТЭЦ и в поджоге «фабрики троллей» в Санкт-Петербурге.
«НГ» направила письменный запрос на электронный адрес, с которого было разослано в СМИ сообщение от имени РПА, с просьбой пояснить, почему именно дом волгоградского губернатора был избран в качестве объекта нападения. Ответ был таким: «Мы не выбираем цели. Цели выбирают самостоятельно наши симпатизанты. Вполне достаточно того, что это единоросс и представитель власти».
«Появление в деле о покушении на волгоградского губернатора «бандеровского следа», безусловно, должно быть изучено следствием, – считает политолог Виталий Арьков. – Хотя, на мой взгляд, вероятность причастности РПА к происшествию крайне мала».