Аккаунты эсэра Олега Михеева в Сети – готовый атлас достопримечательностей Волгоградской области. Фото со страницы Олега Михеева «ВКонтакте»
Волгоградские кандидаты в депутаты Госдумы пытаются использовать социальные сети в борьбе за голоса избирателей. За последние два месяца сформировались несколько основных стратегий позиционирования соискателей депутатского мандата в Facebook. Эксперты расходятся во мнениях относительно эффективности предвыборной агитации в соцсетях для политиков регионального уровня.
Всего, по информации облизбиркома, в Госдуму по Волгоградской области изъявили намерение баллотироваться 177 человек, из них 48 – по четырем мажоритарным округам. Впрочем, в активной предвыборной агитации до сих пор было замечено не более десятка кандидатов, из которых лишь четверо – единоросс Анна Кувычко, эсэр Олег Михеев, коммунист Михаил Таранцов и беспартийный Евгений Ищенко – озаботились своим позиционированием в соцсетях. Примечательно, что все они представляют 81-й Волгоградский одномандатный избирательный округ.
В качестве основной площадки для работы с аудиторией соцсетей кандидаты избрали Facebook. «Исключение составил Олег Михеев, который также создал свой аккаунт в «Одноклассниках», – сказал «НГ» политический эксперт Виталий Арьков. – У этих соцсетей разные аудитории, причем пользователи «Одноклассников» чаще ходят на выборы».
По информации «НГ», Анна Кувычко, Олег Михеев и Михаил Таранцов самостоятельно ведут свои аккаунты в Facebook. За Евгения Ищенко, по слухам, это делают специально приглашенные блогеры, а также жена кандидата Евгения Атт, которая и сама активизировалась в Facebook, не только рассказывая на своей страничке о семейных событиях, но и рекламируя различные добродетели супруга.
Кандидаты в депутаты, по словам политического эксперта Евгения Калинина, избрали различные стратегии позиционирования в соцсетях: «Стиль Анны Кувычко – «отличница». Она аккуратно выкладывает в своем аккаунте тщательно отобранные фотографии встреч с избирателями и очень взвешенные небольшие текстовые отчеты о предвыборных поездках, практически не реагируя на критику троллей и конкурентов. Олег Михеев, напротив, в Facebook ведет себя, как «гасконец», забивая ленту многочисленными «трофеями» – неформальными фотографиями успешных встреч с избирателями – и жестко реагируя на все без исключения выпады оппонентов по принципу «кто с чем к нам придет, тот это и огребет». Михаил Таранцов – это типичный «парторг», публикует очень подробные тексты-отчеты о своих инициативах в областной Думе, депутатом которой является, не уделяя слишком большого внимания иллюстрациям. Супруги Ищенко стали волгоградским аналогом супругов Клинтон, только если в Америке муж агитирует за жену, то в Волгограде – жена за мужа. Любопытно, что ровно 10 лет назад, когда мэр Волгограда Евгений Ищенко сидел в СИЗО, Евгения Атт носила ему передачки, а сейчас, наоборот, она носит информационные передачки от мужа избирателям».
Хотя практически все кандидаты стараются сказать добрые слова о различных местах региона, где они побывали за последнее время, абсолютным чемпионом по пропаганде внутреннего туризма остается Михеев. «Михеевский аккаунт в Facebook – это готовый атлас достопримечательностей Волгоградской области, – говорит психолог Людмила Словеснова. – Конечно, кандидат преследует вполне естественную цель понравиться избирателям через присоединение к «красивостям» региона. Но эту технологию имеет смысл использовать местным чиновникам уже после выборов, для продвижения туристических маршрутов внутри области».
Эксперты расходятся во мнениях, насколько эффективной могут оказаться предвыборная агитация и пропаганда в соцсетях. Виталий Арьков считает, что позиционирование в Facebook вряд ли добавит кандидатам избирателей: «Аудитория этой сети весьма специфическая, она в целом настроена критически ко всем партиям и кандидатам. Поэтому надеяться на голоса из Facebook не стоит».
Политолог Александр Стризое, напротив, считает, что активная работа кандидатов в соцсетях идет им на пользу: «Во-первых, это возможность общения с избирателями в интерактивном режиме, хороший способ узнать реальную проблемную повестку. Во-вторых, присутствие кандидатов в Facebook, их заявления и поступки активно обсуждаются людьми за пределами Интернета. И в ходе таких обсуждений формируется отношение избирателей к этим политикам, которое потом влияет и на голосование».
Волгоград