Нарушения со стороны нелегальных заготовщиков леса становятся все более вопиющими. Фото с сайта www.lesvesti.ru
В Красноярском крае все больше вопросов у общественности вызывает ситуация в лесной отрасли. На последней сессии Заксобрания уполномоченный по правам человека в регионе Марк Денисов сообщил о массовых злоупотреблениях и нарушениях в этой сфере. «В последние годы именно в лесной отрасли наблюдаются дикие, вопиющие факты произвола, нарушения прав человека, – констатировал омбудсмен. – Растет количество случаев, когда идет отъем бизнеса, присутствуют вымогательство, избиение и запугивание свидетелей».
«Наблюдается черный передел этой сферы, закладывается мина замедленного действия под будущее тех людей, которые заняты в этом производстве, и мина под доверие властям, – считает Марк Денисов. – На календаре 2016 год, а лесная отрасль края застряла в 90-х». Омбудсмен рассказал о том, как в Кежемском районе местные лесные бароны расправились с бизнесменом и его семьей, которые пытались работать по закону. «Лесопилку сожгли. Попытки инициировать возбуждение уголовного дела по факту поджога закончились тем, что осенью он был похищен неизвестными лицами. Сутки его жестоко избивали, затем вывезли на кладбище, заставили копать могилу. Когда могила была выкопана, его поставили на край ямы, приставили к затылку ствол и сказали: «Брат, ничего личного, но ты перешел дорогу серьезным людям», – рассказал уполномоченный по правам человека. Против бизнесмена затем возбудили уголовное дело.
На происходящее в лесной отрасли жалуются не только жители таежных территорий. Постоянные нарушения фиксируются в районах, которые находятся по соседству со столицей края. Незаконные вырубки леса стали уже привычными для жителей Березовского района. Этой весной дважды на митинги протеста выходили лесозаготовители Емельяновского района, которые считают, что их бизнес уничтожают с помощью разных методов.
При этом нельзя сказать, что правоохранители бездействуют. В октябре прошлого года стало известно о расследовании в отношении возможных злоупотреблений руководства краевого Министерства природных ресурсов и экологии (см. «НГ» от 07.10.15). Среди фигурантов уголовного дела оказалась и руководитель Минприроды Елена Вавилова. Она, в свою очередь, обвинила в кознях против себя «нечистых на руку предпринимателей». Якобы им не понравилось наведение порядка в лесной отрасли. Осенью в Красноярске глава Совбеза РФ Николай Патрушев провел совещание, на котором рассматривались «меры по пресечению деятельности недобросовестных экспортеров лесопродукции и преступных групп, занимающихся экспортными поставками древесины и уклоняющихся от уплаты таможенных платежей». Патрушев сообщил, что ежегодный ущерб от незаконной вырубки леса в Сибири составляет примерно 4 млрд руб.
Ситуация в лесной отрасли региона не устраивает и общественных активистов. Красноярский край вошел в число пилотных территорий, на которых Общероссийский народный фронт (ОНФ) запустил проект по сохранению лесных массивов и борьбе с незаконной вырубкой. «Фронтовики» предложили руководству края предусмотреть создание на территории региона защитного пояса лесов, на территории которого должно быть запрещено какое-либо капитальное строительство, а также произвести инвентаризацию лесов в населенных пунктах, – сообщила «НГ» член рабочей группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения ОНФ Марина Якубенко. – К нам поступают тревожные сигналы с мест о правонарушениях в лесной отрасли. По некоторым фактам уже возбуждены уголовные дела. Надеемся, что силовики дадут юридическую оценку действиям не только черных лесорубов, но и должностных лиц, которые были причастны к данным нарушениям».
«Красноярская общественность вполне обоснованно бьет тревогу по поводу беспредела в лесной отрасли. Безобразий в ней накопилось немало. В отрасли тесно переплелись интересы черных лесорубов и представителей власти. Судя по некоторым признакам, руководство страны также сильно обеспокоено ситуацией в этой сфере, – отмечает политолог Сергей Комарицын. – Вряд ли уголовные дела по поводу деятельности руководства Минприроды края появились на пустом месте. Если силовики будут работать на совесть, то мы можем узнать немало интересного, в том числе и о деятельности чиновников, которые курировали лесную отрасль Красноярского края в предыдущие годы».
Красноярск