Молебен «Шернинг Дюндок» по традиции предваряет празднование Цаган Сара. Фото с сайта www.khurul.ru
Сегодня, 9 февраля, в Калмыкии отмечают праздник Цаган Сар («Белый месяц»). По традиции его наступление знаменует окончание зимы и весеннее пробуждение мира. Накануне празднования Цаган Сара в буддистских хурулах (храмах) республики провели обряд очищения. «Цаган Сар – праздник весны и обновления, чистоты помыслов и духа, счастья, открытости и добрых ожиданий. Это время, когда нужно забыть все плохое и стараться удержать все светлое», – прокомментировал «НГ» суть праздника исследователь калмыцкой истории и культуры Басан Захаров.
День накануне Цаган Сара калмыки называют «бутун» («темный»). «Этот 30-й лунный день является днем поста, – говорит Басан Захаров. – В этот день прощаются, забываются все обиды, возвращаются долги, чтобы Цаган Сар начать с чистого листа и со светлыми помыслами. Целый месяц люди должны жить в этом состоянии, наслаждаясь общением с родными, укрепляя родственные узы. Этот день – символ уходящего в «темноту» времени. Это стык старого и нового. Согласно нашим традициям, всю ночь перед наступлением Цаган Сара вплоть до рассвета в хурулах проводились молебны. Вообще к этому празднику готовятся самым тщательным образом: приобретаются новые одежды, приводятся в порядок старые, заготавливают продукты, убирают и украшают дом».
В минувшую субботу, 6 февраля, в Центральном хуруле республики «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоялся особый молебен – «Шернинг Дюндок». «Это ритуал устранения препятствий, духовного очищения, который специально проводится в канун праздника Цаган Сар», – пояснили «НГ» в главном буддистском храме Калмыкии.
Название «Шернинг Дюндок» переводится с тибетского как «Устранение препятствий через «Сутру сердца». По словам буддистских монахов, «Сутра сердца» является одним из важнейших философских трактатов буддизма: «Ритуал «Шернинг Дюндок» занимает немало времени, так как монахи читают «Сутру сердца» по семь раз на каждую из сторон света, то есть всего 28 раз. Обращение к сторонам света означает устранение четырех препятствий, которые исходят от мирских божеств, омрачений сознания, тела человека и преждевременной смерти».
Говоря о ритуале «Шернинг Дюндок», администратор «Золотой обители Будды Шакьямуни» Санан-гелюнг отметил, что его основной смысл заключается не только в том, чтобы в течение года в жизни у человека не было четырех препятствий, но и в том, чтобы создать людям благоприятные условия для ведения духовной практики учения Будды.
Сегодня же празднование Цаган Сара начнется с утреннего богослужения в Центральном хуруле Калмыкии, в ходе которого монахи прочтут 12 молитв. После этого на площадке перед храмом всех желающих угостят калмыцким чаем и борцоками (калмыцким печеньем). Одним из гвоздей праздничной программы станет выставка на третьем уровне главного буддийского храма республики «Старинные танки – наследие наших предков». В ее экспозиции представлены около 40 танок – тканевых изображений божеств буддийского пантеона, жития просветленных.
«Впрочем, Цаган Сар прежде всего праздник семейный, – говорит Басан Захаров. – Утром родители поздравляют детей, целуя их в правую щечку, приговаривая по-калмыцки: «Будь счастлив, живи долго, а в следующем году поцелую тебя в левую щечку». В следующем году процедура повторяется в том же порядке, и произносятся те же самые слова. Согласно народным поверьям, этот ритуал заставляет детей жить в радостном ожидании весь год, а счастливые дети реже болеют.
Элиста