Сельские муниципалитеты Волгоградской области занялись разработкой генеральных планов развития территорий. Интерес к такому планированию подогревают экономический кризис и проблемы с наполняемостью бюджетов. Местные единороссы заявили о готовности оказывать политическое и методическое содействие властям сельских муниципальных образований в составлении генпланов.
Еще несколько месяцев назад руководители почти 50 сельских муниципалитетов региона отказывались заниматься разработкой генпланов развития собственных территорий, утверждая, что не видят в этом необходимости. «Однако теперь ситуация начинает меняться, – сказала «НГ» депутат Волгоградской областной Думы единоросс Анна Кувычко. – Всего лишь за несколько недель число таких муниципалитетов-«отказников» сократилось с 49 до 38, и, очевидно, на этом процесс не остановится».
Сегодня в регионе 408 сельских муниципальных поселений. По состоянию на 1 января 2015 года в 359 из них генпланы развития территорий были разработаны и утверждены региональной администрацией. Так, например, несколько дней назад в обладминистрации были согласованы генпланы Александровского и Ширяевского сельских поселений Иловлинского района, Краснопольского поселения Нехаевского района и Бережновского поселения Николаевского района. В настоящее время еще в 11 сельских поселениях идет подготовка собственных генпланов.
«Согласно федеральному закону о стратегическом планировании, базовым документом развития любого региона является схема территориального планирования. На уровне сельских поселений такой вектор задает генеральный план муниципального образования, который определяет, где и что можно на территории муниципалитета построить», – рассказали «НГ» в администрации области.
Переходу к массовой разработке генпланов в регионе, по словам областных чиновников, предшествовала паспортизация сельских поселений: «Целью паспортизации были оценка и формулировка перспективных направлений развития каждого конкретного поселения в зависимости от территориальных, географических и климатических условий. Эта работа была признана успешной на федеральном уровне, а сама волгоградская инициатива была рекомендована другим регионам страны».
По словам Анны Кувычко, «без наличия собственного генплана муниципалитеты не только теряют инвестиционную привлекательность, но и лишаются возможности получить поддержку из бюджета»: «Только с учетом генплана те или иные объекты на территории муниципального образования могут быть включены в федеральные и региональные программы и тем самым рассчитывать на получение бюджетной поддержки».
По словам политического эксперта Владимира Павлова, «потребность в генплане продиктована временем, без него невозможно эффективно решать вопросы рационального использования и охраны земельных ресурсов, развитие сельхозпроизводства и т.д.». «При проведении генпланирования сельских поселений необходимо учитывать опыт других регионов РФ, в частности Ленинградской области, – считает Павлов. – Там разработка генпланов, например, вызывала опасения у части населения, так как граждане полагали, что выделение специальных участков под строительство каких-то производств может привести к экологическим проблемам или же росту числа трудовых мигрантов. Возможно, и в Волгоградской области какие-то страхи у части сельского населения вызывают сомнения в целесообразности планирования развития территорий».
«В сегодняшних кризисных условиях, когда бюджеты всех уровней теряют доходы, особенно трудно приходится сельским муниципалитетам, – говорит политический эксперт Светлана Колосова. – Наличие собственных генпланов поможет главам этих муниципальных образований привлекать инвесторов, облегчит открытие новых производств. Это, в свою очередь, обеспечит занятость населения и налоговые поступления в бюджет». По словам эксперта, «сейчас генеральное планирование является не просто требованием градостроительной политики, но и важнейшим элементом системы реального местного самоуправления».
Волгоград