На этой неделе в Красноярске чиновники краевого правительства начнут переговоры с представителями крупных торговых сетей о сдерживании цен на социально значимые продукты. Об этом сообщили представители Министерства промышленности, энергетики и торговли. Тема возникла в связи с очередными негативными ожиданиями резкого повышения цен на продукты.
В конце 2014 года по инициативе краевой власти было заключено соглашение с шестью ведущими местными ретейлерами и филиалами федеральных торговых сетей. Этим соглашением был определен перечень продуктов, на которые предприниматели соглашались минимизировать наценку (см. «НГ» от 12.01.15). Возможно, в какой-то степени соглашение помогло притормозить рост цен на продукты. Представители красноярского бизнеса отмечают, что за год продовольственная инфляция в Красноярске составила около 30%. При этом на так называемые социально значимые продукты цены тоже росли, но заметно медленнее – в диапазоне 10–15%.
Правда, многие участники рынка оценивают такие меморандумы скептически. «Не верю ни в какие соглашения между властью и торговыми сетями, – заявил «НГ» депутат горсовета Красноярска, топ-менеджер одной из крупных торговых сетей региона Андрей Козиков. – Возможно, такие соглашения нужны для психологического успокоения населения, но на реальную ситуацию с ценами в магазинах они не влияют точно. Уверен в этом, потому что по роду деятельности постоянно провожу мониторинг цен в Красноярске. После зимнего соглашения они, бывало, росли, бывало, и снижались. Связано это было исключительно с рыночными факторами, а не с телодвижениями власти. Если же государство попытается административными способами принудить предпринимателей торговать товарами себе в убыток, то закончится это одним – закрытием бизнеса».
Наблюдатели полагают, что у государства до сих пор не нашлось реального механизма по сдерживанию цен. «Рост цен представляет для властей реальную политическую проблему, поскольку серьезно увеличивает число людей в социально незащищенных слоях. И эти люди могут повлиять на результаты выборов 13 сентября, – отмечает политолог Юрий Москвич. – Шаги, которые краевая власть предпринимает для сдерживания цен, носят ритуально-популистский характер. К сожалению, чиновники так и не смогли выстроить партнерские отношения с бизнесом. Подписывать соглашения с торговыми сетями – еще не значит влиять на рынок. А речь должна идти о заключении своего рода общественного договора с предпринимательским сословием. Но на такое в крае никто не замахивается».
Красноярск