Завтра самое большое кладбище Красноярска – Бадалык – закрывается для новых захоронений. Ресурс площадей на Бадалыке, где насчитывается около 250 тыс. захоронений, исчерпан. Новые могилы будут здесь только в родовых, семейных и воинских захоронениях. Закрытие крупнейшего за Уралом кладбища остро поставило перед муниципальной властью вопрос о строительстве в Красноярске нового городского кладбища и крематория.
Главным погостом миллионного мегаполиса на ближайшие три года станет так называемое Шинное кладбище, где уже насчитывается около 100 тыс. захоронений. Как сообщили представители администрации Красноярска, в ближайшее время на кладбище будут произведены работы по благоустройству и расширению его территории на 25 га.
«Сейчас администрацией города рассматривается сразу несколько площадок для размещения нового кладбища, – сообщил первый вице-мэр Красноярска Игорь Титенков. – Поиски места осложняются тем, что на территории самого Красноярска нет таких огромных территорий, которые необходимы под размещение кладбища. Осложняет поиски и сам ландшафт города – горные массивы, заповедные зоны, реки, ручьи. Если выходить уже за пределы границ города в поисках места под размещение нового кладбища, то вокруг Красноярска расположено много населенных пунктов, интересы которых мы должны учитывать».
С муниципалитетами близлежащих районов и вправду могут возникнуть проблемы. Понятно, что возможное соседство с очередным «городом мертвых» никого в восторг не приводит. Шансы, что сельские жители согласятся на такой проект, минимальны. Жители поселков, которые чиновники называли в качестве потенциальных мест для нового некрополя, уже выходили на акции протеста.
Второй год в столице края бушуют страсти вокруг строительства в Красноярске крематория (см. «НГ» от 09.07.15). В спорах участвуют депутаты, чиновники, представители общественности и Русской православный церкви. Уже несколько бизнесменов предложили городской власти свои проекты по строительству крематория. Один из последних проектов предусматривает кремацию красноярцев в Новосибирске. Урны с прахом обещают оперативно возвращать в Красноярск для захоронения в колумбарии. В столице Сибирского федерального округа крематорий действует 12 лет, его услугами пользуются около 30% родственников усопших. Идея уже получила поддержку ряда депутатов горсовета Красноярска, но окончательного решения по-прежнему нет.
Наблюдатели полагают, что задержки с принятием решения связаны с несколькими факторами. «Во-первых, ритуальные услуги – очень финансово емкий рынок. На нем существует жесткая конкуренция. Битва за крематорий во многом затянулась по этой причине, – говорит политолог Андрей Копытов. – Во-вторых, существует и общественно-политический фактор. Некоторые парламентарии делают на этой теме пиар, поскольку она касается очень многих горожан. В-третьих, есть объективные проблемы, связанные с дефицитом земли в Красноярске. Муниципальной власти придется очень взвешенно подходить к этой теме, чтобы совместить интересы развития города и интересы населения».
Красноярск