В Омске прошла межрегиональная конференция Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) «Развитие территорий муниципальных образований: лучшие муниципальные практики», в рамках которой обсуждался вопрос повсеместного внедрения реформы местного самоуправления. Организаторы собрания высоко оценили уровень развития местного самоуправления в Омской области, где недавно были отменены прямые выборы не только мэра региональной столицы, но и сельских глав.
Инициатором проведения конференции выступил член Совета Федерации от исполнительной власти Омской области Игорь Зуга, возглавляющий также местное отделение ВСМС. Идея сенатора получила поддержку руководителя ВСМС Дмитрия Азарова, являющегося также непосредственным начальником Зуги по комитету верхней палаты российского парламента по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Изначально предполагалось, что в конференции примут участие 500 человек, но в итоге число участников сократилось до 300. Не приехали несколько известных федеральных экспертов. Проигнорировал мероприятие и губернатор Омской области Виктор Назаров, до последнего значившийся в официальной программе. Глава региона улетел в северные районы на вертолете, чтобы оценить масштаб разгула паводка. За него изучать ведущие региональные практики отправился вице-губернатор, руководитель аппарата Владимир Компанейщиков. Он вместе с Игорем Зугой и сопровождал высокого гостя Дмитрия Азарова.
Глава комитета Совета Федерации высоко оценил состояние местного самоуправления в Омской области, где недавно были отменены прямые выборы мэра региональной столицы и сельских глав. «Если бы в Омской области были очевидные проблемы с местным самоуправлением, то мы бы здесь не проводили нашу конференцию, – рассказал Азаров. – На базе Омской области ВСМС сформировал один из 10 консультационных центров, который будет способствовать повышению квалификации как муниципальных служащих, так и просто активных граждан».
Председатель ВСМС еще раз был вынужден обратиться к позитивной практике Федерального закона № 163, определяющего общие принципы организации местного самоуправления: «У нас огромная страна, и самое главное, что сделал федеральный законодатель, – передал возможность принимать решения на территории. Это главное, что было сделано в рамках 136-го Федерального закона. Очень много было разговоров, что нужно децентрализовывать полномочия. Так вот федеральный законодатель это решение как раз и принял». По мнению Дмитрия Азарова, у российских регионов «разные географические, климатические условия, исторический путь, национальный состав, традиции, уклад, вероисповедание», поэтому «условия для работы в Калининградской области и Хабаровском крае нельзя сравнивать».
Азарова поддержали и Компанейщиков, и Зуга. Вице-губернатор, проводивший реформу местного самоуправления в Омской области без публичных слушаний (причем закон принимался Заксобранием сразу во всех чтениях), не смущаясь этих фактов, говорил о широком общественном обсуждении законопроекта. «Вопрос не только в выборах, но и в распределении полномочий между всеми уровнями власти, – заявил Компанейщиков. – Процесс отладки этого распределения должен быть тщательным. Нет возможности в нашей огромной стране делать все по единым лекалам. Вопрос, как сделать конкретно в Омской области, – это вопрос максимально широкого обсуждения власти и общества. Только в таком консенсусе, в таком компромиссе достичь самого эффективного решения, которое послужит задачам развития региона».
Игорь Зуга и вовсе заявил о том, что в реформе государственного управления Омская область идет не вместе с общефедеральным трендом, а на несколько шагов впереди многих регионов: «Принятый в Омской области закон – это не шаг назад. Это и не огромный шаг вперед, но и не шаг назад. Омская область всегда была впереди многих регионов. Мы в свое время и 131-й закон на два года раньше других начали внедрять. Такова практика жизни – надо изменяться под изменения».
«В желании оправдать реформу местного самоуправления наши деятели могут договориться до самых абсурдных вещей, – считает политолог Михаил Андреев. – Им стоит только дать команду, и можно услышать вещи, о которых не догадывался и сам федеральный законодатель. Почему-то никто из них не говорит о повышении управляемости системы, которое всегда происходит в период кризиса».
Политический эксперт Илья Зимин полагает, что поведение конференции должно позитивно сказаться на имидже Омской области в федеральном масштабе: «Неважно, какие практические результаты будут у этой конференции. Главное, что ВСМС решил провести ее именно в Омске. Именно таких статусных мероприятий и не хватает региону».