Внешэкономбанк (ВЭБ) завершил разработку бизнес-стратегии строительства международного аэропорта «Омск-Федоровка». К 20 февраля будет подготовлен окончательный вариант документа, доработанный с учетом замечаний и предложений правительства Омской области. Хотя уже сейчас губернатор Виктор Назаров с удовольствием заявляет, что, несмотря на сложную экономическую обстановку, амбициозный проект будет реализован.
«Наверное, не все верят в «Федоровку», – сказал глава региона, – но тем не менее работа идет. Даже с учетом сегодняшней финансовой ситуации инвесторы найдутся. Уже есть предпосылки и заявки от тех инвесторов, которые готовы заходить. В том числе речь идет об иностранных компаниях».
Строительство нового международного аэропорта близ деревни Федоровка началось еще в 1982 году. С тех пор работы по возведению транспортного узла несколько раз останавливались и возобновлялись. Предполагалось, что первые самолеты полетят из нового аэропорта в 2016 году, но три года назад Виктор Назаров сообщил о приостановке проекта по причине нехватки бюджетных средств. «Омск-Федоровку» решено было строить за счет средств инвестора, поиском которого должен был заняться Внешэкономбанк.
Федеральный центр проектного финансирования, входящий в группу ВЭБ, за разработку нового проекта получил от правительства Омской области 30 млн руб. Выбранный механизм частно-государственного партнерства представители региональной власти называют оптимальным. С потенциальным инвестором будет заключен договор концессии сроком на 30 лет. Проектирование, строительство и эксплуатацию аэропорта вместе со всеми возможными рисками также перекладываются на концессионера.
Ранее проект, стоимость которого в ценах 2015 года оценивается в 16,2 млрд руб., в региональном кабинете министров курировал заместитель губернатора Виктор Войтенко, но он в начале февраля вышел на пенсию. Теперь «Федоровкой» занимается вице-губернатор Игорь Бондарев, еще недавно возглавлявший Управление ФСБ по Омской области.
«Механизм реализации проекта, который подготовил ВЭБ, достаточно удобен и не ущемляет интересов региона, является наиболее оптимальным, – говорит Бондарев. – Интерес к проекту, презентации которого проводятся на площадке Внешэкономбанка, у потенциальных инвесторов есть, и они выражают желание участвовать в предварительном конкурсном отборе».
Провести конкурс, на который планируют заявиться 20 потенциальных инвесторов, облправительство рассчитывает до конца этого года. В 2016 году победитель приступит к реализации проекта. «В частности, свою заинтересованность в участии в конкурсе заявили ЗАО «УК «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Базэлаэро» Олега Дерипаски, – рассказал высокопоставленный источник в правительстве Омской области. – Но все будет зависеть, на каких условиях пригласят инвестора. В частности, позволят ли ему получить землю под аэропортом в собственность и застроить жильем территорию действующего аэропорта «Омск-Центральный», находящегося в черте города и имеющего все доступные сети под рукой».
Политолог Михаил Андреев полагает, что строительство «Федоровки» может стать залогом для успешной предвыборной кампании губернатора Виктора Назарова: «Обещание построить новый международный аэропорт не раз помогало первому губернатору Омской области Леониду Полежаеву на выборах самого разного уровня. Теперь «Федоровка» может стать локомотивом второго срока Виктора Назарова».
«Новый аэропорт Омску, конечно, необходим, – говорит экономист Алексей Егоренко. – Это задел будущего развития территории и ее процветания. Хотя озвученные цифры в 3 млн пассажиров и 6,6 тыс. тонн груза к 2038 году для Омска выглядят излишне оптимистичными».
Омск