Фото Бурмистрова А. В./Пресс-служба Законодательного собрания Красноярского края
Вчера на сессии Заксобрания был в первом чтении принят закон о моделях местного самоуправления в Красноярском крае. Фактически он сохраняет в регионе статус-кво, хотя и с некоторыми важными нюансами. Копья вокруг реформы местного самоуправления в России ломались все первое полугодие.
В конце мая изменившееся законодательство позволило регионам самим определять способы избрания глав муниципалитетов напрямую населением или из состава представительного органа власти, а также порядок формирования всех органов местного самоуправления (МСУ) на своей территории. Красноярские депутаты делегировали право выбора способа избрания глав местного самоуправления самим муниципалитетам, а вот представительные органы в императивном порядке было предложено выбирать напрямую. «Честно говоря, мы думали, что как раз эта норма больших споров не вызовет. Но выяснилось, что у представителей ряда северных районов на этот счет есть особое мнение. Они предлагают формировать муниципальные парламенты из глав местных органов самоуправления. Мы решили вернуться к этому спорному вопросу при рассмотрении закона во втором чтении», – сказал «НГ» вице-спикер Заксобрания, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко.
По словам депутата, при этом практически все муниципалитеты согласились взять на себя политическую ответственность за избрание способа руководства МСУ. «Мы понимаем, что это сложная тема, которая станет тестом на демократичность для местной элиты. Не исключены и конфликты, но именно в таких дискуссиях и должна находиться наиболее приемлемая для разных территорий модель управления», – подчеркнул вице-спикер.
С 2007 года в Красноярском крае активно внедрялась двуглавая система органов МСУ – глава города избирается из числа депутатов, а сити-менеджер назначается по конкурсу. Некоторые парламентарии считают, что, возможно, уже в региональном законе стоило бы закрепить норму о праве народа на прямые выборы своих мэров. «Специально попросил депутатов и представителей разных политических сил из муниципальных парламентов, входящих в мой избирательный округ, откликнуться на этот законопроект и изложить свою позицию по поводу возможной модели избрания глав городов и районов, – говорит депутат Заксобрания по Минусинскому округу Владислав Зырянов. – Поразительно, но представители разных партий по этому вопросу единодушны: все выступают за прямые выборы глав. И большинство жителей тоже хотят, чтобы им вернули право напрямую выбирать своего главу. Это, безусловно, повысило бы ответственность местной власти перед населением».
Особняком стояла тема возможного реформирования муниципальной власти в краевом центре. Резко против возможного разделения Красноярска на внутригородские округа выступил горсовет. «Преобразование повлечет значительные дополнительные затраты. В случае изменения статуса потребуется разделение единого городского хозяйства, муниципального имущества, – перечисляются издержки реформы в официальном письме в адрес Заксобрания председателя горсовета Красноярска Валерия Ревкуца. – Разделение муниципального образования, имеющего статус городского округа, на несколько муниципальных образований со своим уставом, бюджетом неизбежно приведет к отсутствию единых принципов решения вопросов местного значения».
Наблюдатели полагают, что краевым законодателям удалось обойти рифы реформы МСУ. «И мэр, и депутаты горсовета выступают за прямые выборы главы муниципалитета, и эта позиция, согласно соцопросам, соответствует настроению горожан, – подчеркивает политолог Андрей Копытов. – Красноярску не с руки переходить на двухуровневую систему представительной власти и возрождать райсоветы. Слишком много минусов в этом нововведении, в первую очередь неизбежны значительные финансовые издержки по содержанию лишнего звена власти. При этом есть вполне обоснованные опасения, что возрожденные райсоветы станут никому не нужной бутафорией».
Красноярск