Проект строительства крупного канала обсуждался еще во времена президентства в Калмыкии нынешнего президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Фото ИТАР-ТАСС
Власти Калмыкии объявили о разработке новой концепции водной системы республики. Предполагается решить водную проблему республики с помощью нового канала, проложенного по древнему руслу Волги. Хотя проект получил предварительное одобрение в Кремле, тем не менее практические работы по его реализации не начались. Оппозиционные политики считают водный проект республиканских властей пиар-акцией.
Автор идеи – министр природных ресурсов республики Николай Очиров. «Мы предлагаем с выгодой использовать то, что сохранилось в нашей природе, – говорит Очиров. – На простейших космо- и аэроснимках видно, что Волга некогда протекала по центру нашей степи. Именно ее древнее русло мы намерены использовать. Остаток этого русла представлен на территории Волгоградской области и Калмыкии вытянутой цепью озер: непосредственно от излучины Волги в Красноармейском районе Волгограда начинается Сарпа, далее следует Цаца, затем Барманцаг. Далее Унгн Терячи и Ханата уже в Малодербетовском районе Калмыкии, Деед Хулсн, Цаган Усн и Бузга в Яшкульском районе, далее через группу Состинских озер в Черноземельском районе русло спадает к Каспию».
Чиновник предлагает соединить все эти озера каналами, создав тем самым единую водную систему, с подачей волжской воды в озеро Сарпа в Волгограде и выходом на юг Калмыкии через Состинские озера в Каспий. «Построенный в 70–80-е годы магистральный Черноземельский канал и участки незавершенного канала Волга–Чограй также можно органично встроить в новую водную систему», – считает глава Минприроды Калмыкии.
От проекта «древневолжского» канала Очиров ожидает решения водной проблемы для 11 из 13 муниципальных районов республики. «Учитывая прокладку соединительных каналов по древнему руслу, инфильтрация воды в степь предполагается незначительной. Волжская вода вытеснит просоленную тысячелетиями воду наших озер в Каспий. В результате Элиста и большинство районов республики получат возможность выстраивать экономику с учетом на долгие годы гарантированного источника пресной воды», – надеется Очиров.
Чиновники Минприроды республики считают, что реализация проекта превратит Калмыкию в волжскую Венецию: в случае запуска древнего русла Волги часть республики превратится фактически в речной остров.
Впрочем, от масштабных замыслов до их практической реализации путь оказывается весьма сложным. Очиров признает, что главная проблема «древневолжского проекта» – это его высокая затратность (точную цифру министр назвать затруднился).
Главной надеждой для Очирова остается Владимир Путин, от которого в начале мая с.г. удалось получить личную визу на «древневолжском проекте» и поручение «проработать» его Донскому бассейновому водному совету: «На сегодняшний день проект одобрен тремя бассейновыми советами. Создана межведомственная региональная рабочая группа с участием профильных структур из Москвы, Калмыкии, Волгограда и Ставропольского края».
Однако, как выяснила «НГ», о практической реализации нового калмыцкого водного проекта говорить все еще не приходится. В волгоградском ООО «Волгаводпроект», которое было названо Очировым в числе участников межрегиональной рабочей группы, сообщили, что «вестей от калмыцких партнеров не было уже с начала года».
«Был запрос несколько месяцев назад из калмыцкого Минприроды с просьбой разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Однако, как только выяснилось, сколько будет стоить одно лишь ТЭО, все отношения с Элистой прекратились», – рассказал «НГ» представитель «Волгаводпроекта» Евгений Шапошников. По его словам, «работа над водным проектом для Калмыкии сейчас не ведется. Мы уже отвлеклись от этого дела».
По мнению волгоградских гидротехников, калмыцкие энтузиасты «древневолжского проекта» не вполне представляют себе его масштабы и затраты. «Все это требует значительного времени и очень больших средств, – говорит Шапошников. – Только разработка достроительной, бумажной части проекта будет стоить не один десяток миллионов рублей. Идея взять для нового канала воду из Волги, создать калмыцкую Венецию – это все хорошо, но прежде необходимо капитально изучить все эти водоемы, озера, разработать технические решения по переброске электроэнергии на насосную станцию и т.д.».
По оценкам волгоградских гидропроектировщиков, только разработка ТЭО «древневолжского проекта» обойдется в 100 млн руб. Сама же многоэтапная реализация замысла, которая займет десятилетия, потянет на десятки и сотни миллиардов рублей.
В калмыцкой оппозиции не верят в реальность планов республиканских чиновников. «Я знаком с этим проектом. Мне он в душе нравится, как и любому калмыку, которому хочется, чтобы по степи наконец-то пошла вода. Но на вопрос, насколько это реализуемо, нет ясного ответа, – заявил «НГ» один из лидеров калмыцкой оппозиции, глава фракции «Гражданская платформа» в Народном хурале (парламенте) республики Игорь Кичиков. – Экономически такой проект мы сами не вытянем, у Калмыкии денег для этого нет. Федерация деньги нам вряд ли даст, учитывая напряженность бюджета страны. Поэтому, на мой взгляд, это все лишь прожекты».
Политический эксперт Санал Лиджеев считает «древневолжский проект» исключительно пиаровским: «Эта идея возникала и раньше, еще лет 10–15 назад, в период правления Кирсана Илюмжинова. Но после долгих обсуждений проект строительства канала тогда признали нереализуемым из-за слишком больших финансовых затрат».
Элиста