Возмущение граждан в любой момент может выплеснуться на улицы. Фото с сайта www.vl.ru
Приморье и Хабаровский край относятся к субъектам Федерации со средним уровнем недовольства населения региональной ситуацией. В Приамурье, Еврейской автономной области (ЕАО) и на Чукотке этот показатель высок, в остальных территориях Дальнего Востока – низок. Такой вывод сделан специалистами фонда «Общественное мнение». Эксперты отмечают, что подавленный негатив усиливает чемоданное настроение дальневосточников.
Что касается недовольства региональным руководством, то наибольшее негодование обнаружилось в Приамурье и на Чукотке, тогда как в остальных территориях население ропщет молча. При этом Приморье и Якутия относятся к территориям с высоким протестным потенциалом. Очень высокий уровень социальной напряженности зафиксирован лишь в двух субъектах Дальневосточного федерального округа (ДФО) – Приамурье и ЕАО.
«Фондом «Общественное мнение», замерявшим уровень безопасности личности и деятельность полиции наряду с социальной напряженностью в российских регионах, был сконструирован индекс социальной напряженности, включающий значения трех частных индикаторов, характеризующих общий уровень социального недовольства, уровень недовольства региональными властями и протестный потенциал, – поясняет руководитель Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко. – Такой подход позволяет достовернее оценить градус социальной ситуации в регионе и вероятность того, что эта напряженность приведет к социальной или политической дестабилизации».
Выводы краевого МВД об общественно-политической ситуации в Приморье отчасти подтверждают выводы социологов. В 2013 году в крае прошло 275 общественно-политических мероприятий, и это почти наполовину меньше, чем годом ранее. «В то же время количество протестных мероприятий с большим участием граждан возросло, а общее снижение регистрируется фактически из-за значительного (в 4,5 раза) снижения одного показателя – количества пикетирований, – отмечают аналитики силового ведомства. – Таким образом, снижение количества публичных мероприятий не свидетельствует о снижении уровня общественно-политической активности населения Приморья. Это подтверждается тем, что при почти двукратном снижении публичных мероприятий почти в три раза увеличилось число тех, кто принял в них участие».
«Ежегодный мониторинг общественного мнения показывает, что, несмотря на растущее недовольство условиями жизни, кухонный ропот дальневосточников пока не трансформировался в зычный голос, – отмечает Сухаренко. – Вместо этого люди анонимно высказываются в соцсетях или «голосуют ногами» – уезжают из региона».
Основными причинами протестных акций в Приморье являлось недовольство услугами ЖКХ, низким уровнем жизни, повышением цен и тарифов на продукты питания, автомобильное топливо, недостаточной социальной защитой, задержкой и невыплатой зарплат. Наибольшее число акций проводилось и проводится во Владивостоке, жители которого традиционно обладают более высокой общественно-политической активностью.
«Для недопущений всплеска народного гнева власти неплохо «закрутили гайки» инакомыслия, ужесточив ответственность за нарушение правил проведения митингов и высказывания в адрес нечистоплотных чиновников, а недавно еще и за блогерство, экстремизм и организацию массовых беспорядков, – продолжает собеседник «НГ». – Заметно выросли полномочия у органов госбезопасности. С помощью ангажированных общественных советов властями создается видимость дискуссии по наболевшим социальным проблемам. В таких условиях при отсутствии полноценной несистемной оппозиции дальневосточникам ничего не остается, как роптать на судьбу в кругу близких или друзей».
Негативные мысли о своем будущем и перспективах территории приводят к усилению миграционных настроений жителей. С 1989 по 2012 год численность жителей субъектов округа сократилась почти на 21%. Главные причины этому – низкий уровень жизни и неустойчивость социально-экономической ситуации. Официально среднедушевые доходы дальневосточников на 12,3% превышают среднероссийский уровень, но с учетом покупательной способности эта величина составляет лишь 87% среднего показателя по России. Иначе если среднестатистический россиянин может приобрести 2,25 фиксированного набора потребительских товаров и услуг, принятого для межрегиональных сравнений, то дальневосточнику доступно менее двух. В среднем по ДФО численность жителей с доходами ниже прожиточного минимума составляет 16%, а в среднем по России – 13%.
Отток населения, который продолжался более 20 лет и до сих пор так и не прекратился, – ключевая проблема, ставящая под сомнение перспективы долгосрочного развития округа.
Владивосток