«Автораспилы» или «автоконструкторы» – так называются автомобили, ввезенные в Россию под видом автозапчастей. Такие машины появились на дорогах Приморья после 2008 года, когда правительство резко повысило ввозные пошлины на иномарки, поставив преграду для дешевых подержанных японских машин. Но и в этой ситуации предприимчивые дальневосточники нашли выход: они стали провозить иномарки через таможню в разобранном виде – под видом запчастей, пошлины на которые заметно ниже. «Конструкторы» завозились под паспорта транспортных средств (ПТС) разбитых или старых машин. Затем местные умельцы их собирали, а покупатели получали разрешительные справки в спецорганизациях (их в крае было более 20) и регистрировали по ним машины в ГИБДД. Затем либо сами ездили на них, либо продавали автомобили ничего не подозревающим покупателям.
Правительство, оценив масштаб происходящего, решило поставить очередной заслон – отменить регистрацию «автоконструкторов». В ГИБДД упирали на то, что такие машины небезопасны для эксплуатации. Только в этом году в Приморье под запрет попало 893 автомобиля. По словам начальника управления ГИБДД УМВД по Приморью Олега Зубакина, пока под аннулирование регистрации попадают только те иномарки, которые регистрировались по поддельным документам, выдаваемым фирмой «Проммаштест». «Таких бумаг, выданных только в первом полугодии 2012 года, насчитывается около 2 тысяч», – подчеркнул он. Всем несогласным глава ГИБДД посоветовал обращаться в суд. «Я лишь исполнитель приказа, – отмел претензии Зубакин. – Эта проблема схожа с проблемой обманутых вкладчиков».
По информации депутата-единоросса Дмитрия Новикова, с 2009 по 2013 год в Россию ввезено более 95 тыс. «автоконструкторов». По сути, это треть всего автопарка Приморья. И все они могут попасть под запрет на эксплуатацию, но ведь многие машины приобретались добропорядочными покупателями, не подозревающими о подвохе.
По мнению парламентариев, получающих многочисленные жалобы людей, которые приобрели подобные серые автомобили, проблема актуальна не только для Приморского края, но и для всего Дальнего Востока. «До сих пор люди ездили на этих машинах, но в один «прекрасный» момент их остановили сотрудники ГИБДД и сообщили, что они больше не вправе использовать их, поскольку регистрация аннулирована, – возмущен Новиков. – Мы получим социальный взрыв. Люди надеялись, что государство, ставя такие машины на учет, отвечает за свои действия, а сейчас эти же представители государства их попросту ограбили. Главный вопрос: кто вернет им деньги за те машины, которые были куплены на законных основаниях и поставлены на учет в ГИБДД?»
«Получается, что сначала сотрудники инспекции ставили такие авто на учет, а потом сами же поставили их вне закона. А кто-то из должностных лиц ГИБДД понес ответственность за незаконную регистрацию таких автомобилей? – возмущен депутат от КПРФ Артем Самсонов. – Если автомобиль прошел техосмотр, на каком основании его владельца можно лишать собственности? Его можно привлечь, к примеру, за подделку документов, да и то, если это подтвердит суд». Его поддерживает эсэр Константин Межонов: «Государственные структуры вовремя не распознали подделки документов. Но у нас есть понятие – добросовестный приобретатель. Неправильно и несправедливо так поступать с людьми, которые за свои деньги, не нарушая закона, приобрели автомобили, которые сейчас называют «распилами», и отменять их регистрацию».
«Принимая сейчас, по сути, задним числом решение об аннулировании регистрации, ГИБДД признает, что ее прежние решения были незаконными. Иными словами, это незаконное действие государства, и граждане по Гражданскому кодексу вправе подать в суд на возмещение ущерба, нанесенного им государством в лице ГИБДД, – считает депутат от КПРФ Павел Ашихмин. – И такие иски, я уверен, вскоре появятся».
Парламентарии приняли решение создать комиссию из депутатов, представителей краевой администрации, прокуратуры и ГИБДД, которая должна разобраться в ситуации. «Нам нужно найти способ решения проблемы, – считает спикер Заксобрания Виктор Горчаков. – Нельзя допустить накала социальной обстановки в крае и на Дальнем Востоке. Нужно защитить добропорядочных людей, которые на законных основаниях приобрели незаконные авто».
Владивосток