0
5258
Газета Регионы России Интернет-версия

18.11.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Волгоградский и дагестанский полюса войны с терроризмом

Андрей Серенко
Собственный корреспондент "НГ"

Об авторе: Андрей Николаевич Серенко – собственный корреспондент «Независимой газеты» в Волгоградской области.

Тэги: дагестан, антитеррор, волгоград, теракт, терроризм, исламисты


дагестан, антитеррор, волгоград, теракт, терроризм, исламисты Фотография с официального сайта МВД России по республике Дагестан.

Об успехе дагестанских силовиков, уничтоживших 16 ноября этого года группу террористов, в составе которой был Дмитрий Соколов – сожитель смертницы Наиды Асияловой, в Волгограде сегодня говорят, возможно, даже больше, чем в Дагестане. Следователи, чекисты и полицейские этой северокавказской республики сделали то, что оказалось не по плечу их волгоградским коллегам, – смогли найти и наказать преступника, подготовившего теракт 21 октября с.г. в Волгограде.
Именно Соколов собрал бомбу, с помощью которой «шахидка» Асиялова взорвала волгоградский пассажирский автобус. Этот взрыв унес жизни шестерых человек, несколько десятков волгоградцев получили ранения. В минувшую субботу в результате спецоперации сотрудников МВД и ФСБ Дагестана в пригороде Махачкалы Соколов был убит.
Профессиональная работа дагестанских силовиков, которым понадобилось менее месяца, чтобы найти и уничтожить главного организатора теракта в Волгограде, вновь актуализировала в общественном мнении тему эффективности силовых ведомств на юге России. Шестеро погибших мирных волгоградцев 21 октября и пятеро убитых боевиков-террористов под Махачкалой 16 ноября – слишком разные показатели в работе силовых ведомств двух регионов, чтобы можно было говорить о сопоставимом уровне эффективности.
Очевидно, что два новых политических фактора – предстоящая Олимпиада в Сочи и ожидаемый в связи с этим обратный транзит из Сирии в «олимпийский регион» юга России части северокавказских боевиков, воюющих там сейчас под знаменами «Аль-Каиды», – обострят проблему эффективности российских силовых ведомств. События 21 октября в Волгограде и 16 ноября в Махачкале фактически обозначили полюса этой проблемы.
Волгоградский полюс – тыловая психология («война – это не у нас»), следствием чего становятся бессилие силовых ведомств, неспособность помешать замыслам террористов, неготовность действовать по законам фактического военного времени, что приводит к значительным жертвам среди гражданского населения.
Дагестанский полюс – отмобилизованность силовых структур, наступательный стиль работы в формате военного времени, динамичная и жесткая тактика противодействия террористам, что приводит к успешным операциям против боевиков.
Такую поляризацию эффективности, конечно, при желании можно объяснить объективными факторами. В Дагестане уже несколько лет идет настоящая война, сформировался крепкий пул фронтовых силовиков, знающих повадки террористов и умеющих их уничтожать. В то же время ни один руководитель волгоградского силового ведомства не имеет практического опыта борьбы с терроризмом на Северном Кавказе. Более того, некоторые владельцы золотых погон  ухитрились всю начальственную жизнь прослужить на территории Волгоградской области, обзаведясь обширными деловыми связями, но отнюдь не опытом распутывания головоломок исламистского подполья. Возможно, поэтому для волгоградских силовиков теракт 21 октября стал шоком, а переживания от него настолько острыми, что ни один руководитель силового ведомства региона не пришел на похороны жертв теракта, не попросил прощения у родителей девушек и юношей, погибших от бомбы Соколова и Асияловой.
События 16 ноября под Махачкалой показали, что успешная борьба с террористами возможна лишь в том случае, если ее ведут профессионалы, имеющие практический опыт подобных действий. Очевидно, что теракт в Волгограде 21 октября разрушил деление юга России на фронт и тыл. Тыловых регионов в войне с террористическим подпольем больше не существует. Непонимание этого факта приводит к жертвам среди гражданского населения, к безнаказанности организаторов теракта, сеет страх в обществе и недоверие к власти.
Примечательно, что успех дагестанских силовиков, уничтоживших банду Соколова, вызвал у волгоградцев, с которыми пообщался корреспондент «НГ», не только радость, но и новые опасения: «В Дагестане следователи, чекисты и полицейские могут воевать с бандитами. А у нас-то что? Где аресты и посадки? Наши генералы только пресс-конференции проводят, рассказывают на них о психологических переживаниях «шахидок», которые, дескать, и толкают их на самоубийства. Психоаналитики, а не силовики. Не получится ли так, что эти бандиты теперь в Волгоград побегут? Если не взрывать, то отсиживаться и лечиться, как было в первую чеченскую войну. Здесь же для них, похоже, санаторий…»
Что должны сделать федеральные чиновники, чтобы у волгоградцев и их соседей из других регионов юга России не возникали мысли о «санаториях для террористов»? Наверное, есть много решений. Показательно задержать бандитов – здесь, а не в Дагестане. Провести суд в Волгограде по «делу Соколова–Асияловой». Назначить на посты руководителей силовых ведомств настоящих, фронтовых силовиков. Хотя, видимо, дагестанской кадровой обоймы на все регионы Южного федерального округа может не хватить.   

Волгоград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


София выбрала Москву, но не отошла от Константинополя

София выбрала Москву, но не отошла от Константинополя

Милена Фаустова

Новый патриарх Болгарии сможет сохранить единство церкви

0
1408
Партии подтягивают силы к вакантным округам в Госдуму

Партии подтягивают силы к вакантным округам в Госдуму

Екатерина Трифонова

Экс-министрам от "Единой России" конкурентное голосование не угрожает

0
1031
Российская экономика продолжает нагреваться

Российская экономика продолжает нагреваться

Ольга Соловьева

Промышленное производство резко ускоряется в отдельных отраслях

0
1783
Защитники по-прежнему обивают пороги СИЗО

Защитники по-прежнему обивают пороги СИЗО

Екатерина Трифонова

Электронную очередь для адвокатов тюремщики организовали в виде квеста

0
1211

Другие новости