Приморский парламент сдержанно критикует финансовую политику краевой администрации. Фото с сайта Заксобрания Приморского края
Пять из шести комитетов парламента Приморья поддержали предложенный губернатором края Владимиром Миклушевским проект главного финансового документа края на 2014 год и период до 2016 года. Против законопроекта, сделавшего ставку на собственные доходы при заметном сокращении финансовой поддержки федеральной казны, высказываются не только представители парламентской оппозиции, но и депутаты от ЕР. Эксперты предсказывают Приморью сложные времена.Чиновники рассчитывают, что доходы местной казны в 2014 году составят 73,1 млрд руб., расходы – 79,4 млрд. Расходная и доходная части бюджета уменьшаются в сравнении с 2013 годом. Заметно снижаются федеральные поступления: если в этом году Приморье безвозмездно получило 12,5 млрд руб., то в будущем должно получить почти вдвое меньше. Дотации раньше составляли в бюджете 34%, а в 2014 году будут составлять 22%.
В этих условиях краевая администрация намерена сделать ставку на увеличение собственных доходов до 57 млрд руб. (прирост 4,2 млрд руб.). По мнению чиновников, это можно сделать, в частности, за счет повышения налогов и акцизов. При этом власти считают, что местный бизнес сдюжит подобную налоговую политику. Прогнозируется, что рост экономических показателей края в 2014 году увеличится на 3,7% по сравнению с 2013 годом.
«Более 85% средств планируется направить на социальные выплаты и текущие обязательства», – сообщил парламентариям первый вице-губернатор Александр Костенко. Он заметил, что есть два подхода при планировании казны: ставка на развитие экономики или социальные статьи расходов. «Расходная структура проекта бюджета изменена, крен сделан в социальную сторону», – сообщил чиновник. А развивать Приморье и наполнять бюджет власти намерены за счет привлечения частных инвестиций. Для этого, дескать, предусмотрено введение налоговых каникул для новых предприятий, льготного тарифа на электроэнергию для субъектов среднего и малого бизнеса и т.п. По мнению Костенко, бюджет стал «более сбалансированным и менее зависимым от федеральных поступлений», а через пять–семь лет он будет покрывать все социальные обязательства и без привлечения федеральных средств.
Против документа выступают представители парламентской оппозиции, которые отмечают снижение расходов на социалку даже при ставке на нее (падение расходов оценивается в более чем 6 млрд руб.). Несмотря на то что саммит АТЭС прошел во Владивостоке в 2012 году, краевая казна намерена выделять средства на достройку объектов форума, в частности 1,4 млрд руб. еще необходимо на завершение строительства пятизвездочных отелей. При этом и достроенные объекты добавили расходов: на их содержание необходимо более 1 млрд руб. в год.
Депутаты от ЕР также не в восторге от расчетов чиновников, указывая на необходимость увеличения страховых взносов на обязательное медстрахование неработающего населения, расходов на агропромышленный комплекс, лесное хозяйство и другие статьи. «В проекте есть расходы, которые мы считаем нелогичными, которые нам непонятны. Не всегда предусмотрены расходные обязательства, которые должны быть первоочередными. Например, мы не увидели ассигнований на сельские дома культуры, хотя много говорили о необходимости поддержать эту сферу», – замечает глава социального комитета единоросс Игорь Чемерис.
Но открыто против законопроекта выступил лишь комитет по регламенту и депутатской этике, отклонив его. «Расходная часть рассчитана неправильно, – цитирует главу комитета эсэра Константина Межонова пресс-служба парламента. – Образование – самый большой сегмент бюджетной сферы, в бюджетах муниципальных образований этот сегмент составляет около 60%. По федеральному закону об образовании территории должны перейти на нормативное подушевое финансирование этой сферы. Это значит, что оно должно планироваться не на класс, а на стоимость образовательной услуги по федеральным стандартам на одного учащегося. Но нормативы по всем типам образовательных учреждений не разработаны администрацией края. Расходная часть рассчитывалась по нормативам, которые будут недействительны в будущем году».
Председатель бюджетного комитета единоросс Галуст Ахоян отмечает, что «главный фактор развития – это экономика». «Социальная часть в бюджете сохраняется, а инвестиционная – уменьшается. Это вопрос приоритетов, – говорит депутат. – На мой взгляд, чтобы развиваться дальше, чтобы для социальных нужд были средства, нужно обратить внимание на экономику». Аналогичной точки зрения придерживаются и экономисты, которые сейчас еще более пессимистично смотрят в завтрашний день Приморья, предсказывая ему провал по экономическим показателям 2013 года и трудное финансовое будущее. «Уменьшившийся приток средств из федерального Центра негативно скажется на экономике региона. А планируемые еще к саммиту объекты – нефтегазовый кластер, судоверфи и другие – так и не воплощены, – отмечает директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. – Пока иностранцы фактически не могут организовать бизнес на Дальнем Востоке. Существующие административные барьеры хоронят любые инвестиционные проекты. Инвестор только землю будет оформлять пять лет. Он не сможет решить проблем с электричеством, канализацией, водой». Эксперт полагает, что краю надо делать ставку на развитие производства.
Владивосток