Фото Reuters
Свердловский участок дороги входит в «Государственную концепцию развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации». Но это лишь часть огромной транспортной артерии, которая соединит Пермь, Серов, Ивдель, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск и Томск. Общая протяженность всего автодорожного маршрута составляет 2592 км. Новая транспортная артерия соединит два мощнейших региона – Свердловскую область и Ханты-Мансийский автономный округ, что обеспечит эффективный транзит грузов из Сибири в европейскую часть России.
Качественная магистраль позволит бизнесменам начать освоение богатств полярного и приполярного Урала: по новой дороге на север будут направляться оборудование, стройматериалы и персонал. Для Свердловской области как развитого промышленного региона трасса важна не в только в качестве построенного объекта, но и скорее в качестве мощного канала поставок произведенной на Урале продукции в другие области. Развитая транспортная инфраструктура позволит снизить затраты бизнеса на перевозку, что даст возможность повышать конкурентоспособность выпускаемых местными предприятиями товаров.
Строительство участка дороги, который будет открыт сегодня, началось еще в 2005 году, однако затормозилось по ряду причин. «Если мы будем строить дорогу теми же темпами, как сейчас, то завершим строительство в 2016 году, – говорил ранее председатель правительства Свердловской области Денис Паслер. – Наши строительные смеси, продукция цементных, кирпичных заводов, щебни, наши лесоматериалы будут уже никому не нужны. Надо достраивать дорогу в этом году. И параллельно в Ивделе строить логистический центр, с которого продукция стройиндустрии нашей области, всех территорий севернее Невьянска будет доставляться потребителям ХМАО. А большой спрос на нее сейчас в Ханты-Мансийске есть. И это толчок для лесоперерабатывающей промышленности, приближение ее к конечному потребителю».
Форсировать строительство трассы удалось только после того, как губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в феврале 2013 года провел совещание по развитию Ивдельского городского округа. Тогда была четко поставлена задача ввести участок дороги в эксплуатацию до конца 2013 года. «Наша задача – в этом году закончить строительство. Уверен, это даст дополнительный стимул для привлечения инвестиций в Ивдель и в целом на север региона, повысит мобильность населения», – сказал глава Свердловской области, отметив, что муниципалитеты должны внести в свои программы развития изменения в соответствии с планами по вводу автодороги. В частности, по словам Евгения Куйвашева, необходимо разработать единую концепцию размещения объектов сервиса вдоль магистрали.
«Транспортная артерия, соединяющая Ивдель и Ханты-Мансийск, – это действительно «дорога жизни», дающая импульс развитию территорий. И нужно обеспечить разумное размещение здесь объектов сервиса, при этом услуги на автозаправочных станциях, объектах торговли, кафе должны предоставляться на самом высоком уровне, только тогда люди будут оставлять здесь свои деньги», – считает губернатор. Планируется, что начало эксплуатации дороги придаст ускорение развитию северных территорий Свердловской области: открывшиеся автозаправки, ремонтные мастерские, кафе и магазины позволят создать в регионе новые рабочие места. Кроме того, трасса должна усилить туристический потенциал Среднего Урала. После окончания строительства северного автодорожного коридора Екатеринбург–Ивдель–Ханты-Мансийск и использования существующей автомобильной дороги Пермь–Качканар–Ивдель создаваемая в Верхотурье туристско-рекреационная зона «Духовный центр Урала» станет доступной для туристских потоков из соседних регионов – Пермского края и Тюменской области.
О том, что в завершении строительства дороги заинтересован и соседний Ханты-Мансийский автономный округ, заявляла губернатор Югры Наталья Комарова. Ведь в прилегающей к магистрали зоне расположены шесть муниципальных районов и крупнейшие города автономного округа – а это более 80% населения.