В развитие и строительство московского метрополитена столица вложит почти 450 миллиардов рублей. Фото с сайта www.mos.ru
Объем инвестиций в экономику Москвы в ближайшую трехлетку увеличится почти на 15%, заявил руководитель Департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников, представляя столичную адресно-инвестиционную программу на 2014–2016 годы. Ее бюджет больше, чем в предыдущие три года: город планирует вложить в программы 1 трлн. 129 млн. руб., в 2011–2013 годы объем городских инвестиций составил 984 млрд. Накануне в интервью каналу «Москва 24» Решетников также объяснил, с чем связана недавняя корректировка столичного бюджета, заинтересовавшая многих горожан.По словам Максима Решетникова, для городского бюджета 2014–2016 годы будут более суровыми по сравнению с предыдущими с точки зрения доходов. Однако муниципалитет все же ожидает роста привлекаемых инвестиций, которые вместе с городскими деньгами будут использоваться для развития города. Столичные власти намерены направлять бюджетные средства прежде всего на развитие транспортной системы и социальной сферы и все больше привлекать бизнес к финансированию в развитие жилищно-коммунальной сферы. Впрочем, инвестиции предпринимателей должны помочь, по расчетам мэрии, и в развитии здравоохранения и образования. В частности, к 23 поликлиникам, заложенным в адресно-инвестиционной программе, добавятся поликлиники, которые откроются по программе «Доктор рядом», а к 58 детсадам – садики, построенные и реконструированные за счет инвесторов, что позволит ввести их не менее тех же 110, что и за предыдущие три года.
Правительство мэра Сергея Собянина намерено продолжить совершенствование транспортной системы мегаполиса. В первую очередь, как и было обещано ранее, предполагается развитие Московского метрополитена. В ближайшие три года в эту отрасль планируется вложить почти 450 млрд. руб. Таким образом, прирост инвестиций составит 75%. Планируется ввести 58,9 км новых линий, 32 новые станции и 11 депо. Кроме того, город закупит новые вагоны по контракту жизненного цикла за счет введения графика аннуитетных платежей в течение 15 лет – затраты на это уже заложены в текущем бюджете. «Заключив с инвестором договор на закупку и обслуживание составов подземки по контрактам жизненного цикла, Москва сэкономила 90–100 миллиардов из своего бюджета, направив эти деньги на развитие других отраслей», – пояснил Максим Решетников.
«Новацией в адресной инвестиционной программе является то, что больший объем средств направляется на развитие трамвайных линий. Если в прошедшие три года мы вложили 3 миллиарда рублей, то в ближайшие три года мы планируем вложить более 13 миллиардов рублей», – сказал Решетников. Планируется строительство трех новых линий в Северо-Восточном, Восточном и Южном административных округах.
По словам Решетникова, объем строительства автодорог будет таким же, как и в программе 2011 года: «На 2014–2016 годы планируется более чем трехкратный рост инвестиций в столичное здравоохранение – с 3,7 миллиарда рублей до более чем 20 миллиардов рублей».
Кроме того, накануне руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы пояснил, с чем была связана новая серия корректировок московского бюджета. По словам чиновника, корректировка этого года несколько отличается от традиционной, которая, как правило, носила технический характер. В этом году объем предлагаемых изменений выходит за рамки обычного.
«Это связано с тем, что даже когда мы формировали проект бюджета на 2013–2015 годы, мы закладывали определенные риски в части исполнения бюджета по доходам, – говорит Решетников. – Иными словами, мы понимали, что есть разные сценарии развития экономики, и некоторые сценарии говорили о том, что может сложиться ситуация чуть более хуже, чем мы планируем. И в этой связи мы изначально договорились с рядом ведомств (крупных потребителей бюджетных средств), что часть расходов они попридержат до второго квартала и будут расходовать в том случае, если ситуация будет складываться по оптимистическому сценарию. Но начиная со второго квартала этого года мы увидели ряд тревожных тенденций. В первую очередь в доходах бюджета, в налогах и с учетом этого попросили попридержать расходование средств, с одной стороны. С другой стороны, предприняли ряд дополнительных мероприятий по оптимизации расходов, по поиску новых источников финансирования, по замещению бюджетных расходов (особенно в части инвестиций) внебюджетными. В результате сейчас мы предлагаем бюджет скорректировать в сторону сокращения – как по доходам на 60 миллиардов рублей, так и по расходам – на сумму более 140 миллиардов рублей».
Московское правительство для оптимизации бюджета использовало несколько механизмов. Первый, традиционный в таких случаях метод – это экономия на закупках. «В городе создана многоуровневая система контроля себестоимости при закупках, она начинается на этапе формирования проектов. В итоге только по объектам строительства транспорта, инфраструктуры за этот год на этапе проектирования и на этапе контроля строительных смет было сэкономлено около 36 миллиардов рублей, – отмечает Решетников. – В ряде случаев мы пересмотрели и сами проекты. Где-то отказались от дорогостоящих решений, нашли более бюджетные. Это была большая работа, которая проделана в этом году. Около 28 миллиардов рублей мы сэкономили непосредственно на самих конкурсах и аукционах. То есть развиваем конкуренцию, привлекаем новых подрядчиков. В результате большая часть этой экономии, особенно по такому направлению, как транспорт, сложилась за счет таких источников».