Верблюд в среднем стоит 80 тысяч рублей. Фото PhotoXPress.ru
Больше недели длится верблюжья война между Калмыкией и Астраханью. Она началась еще 29 августа с.г. на территории государственного природного заказника (ГПЗ) «Тингута» Черноземельского района Калмыкии, где из поселения монгольских семей, занимающихся кочевым скотоводством, были угнаны 180 верблюдов.Как сообщает калмыцкая пресса, верблюды, принадлежащие хозяйству «Кировское» Яшкульского района Степной республики, были пригнаны на территорию ГПЗ «Тингута» 28 августа с.г. из поселка Тавн Гашун. По словам гендиректора ОАО «Племенной завод «Черноземельский» Бадмы Гаряева, верблюды предназначались для дальнейшего выращивания кочевым способом. «Этим в Калмыкии занимаются переселенцы из Монголии, так как сами калмыки почти утратили навыки кочевого скотоводства», – сказал в беседе с «НГ» один из элистинских журналистов.
Однако едва 180 верблюдов прибыли своим ходом на территорию кочевья, как к месту их стоянки приехала группа силовиков из Астраханской области. По информации калмыцких СМИ, сотрудники полиции и ОМОНа всячески пытались воспрепятствовать тому, чтобы животных загнали в базы. Утром 29 августа к поселению монголов на двух мотоциклах и четырех автомашинах «УАЗ» приехали сотрудники службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и вооруженные астраханские полицейские.
По словам Бадмы Гаряева, «никого не предупредив, не предъявив документов, они разрезали веревки на базах и погнали верблюдов на свою астраханскую базу, находящуюся в 20 километрах от стоянки монголов»: «Верблюдов гнали ночью по степи, подгоняя автомобилями и мотоциклами. Между тем этих животных не положено гнать на большой скорости, тем более что многие из них жеребые, многие с маленькими верблюжатами». Гаряев заявил, что в результате такого «налета» один верблюжонок «не дошел до базы и пал, а всего пострадали около десяти животных».
Все попытки калмыцких фермеров выяснить, на каком основании принадлежащие республиканскому агрохозяйству верблюды были насильственным образом захвачены и выведены с территории поселения, не увенчались успехом. Сотрудники природоохранной инспекции и МВД Астраханской области, охранявшие угнанных верблюдов, отвечают: «Мы ничего не знаем». Примечательно, что вблизи поселения, где проживают монгольские фермеры и которое находится под калмыцкой юрисдикцией, были выставлены вооруженные наряды полиции и ОМОНа Астраханской области.
Позднее государственный инспектор службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Геннадий Гальтяпин сообщил, что верблюды находились в охраняемой зоне ГПЗ, что запрещено законом. При этом, по словам калмыцких журналистов, Гальтяпиным не было предъявлено никаких подтверждающих его слова документов.
«Нас никто не предупреждал. Просто взяли и украли животных, как настоящие варвары-захватчики. Между тем каждый верблюд стоит в среднем 80 тысяч рублей», – заявил Гаряев. По его словам, монголы-кочевники, занимавшиеся выпасом яшкульских верблюдов, находились на территории заказника на законных основаниях: «С октября 2012 года данный земельный участок был сдан в аренду племзаводу и без вреда для восстановления природных ресурсов на отгонных пастбищах разрешен выпас животных».
Однако, по словам астраханской стороны, территория, на которую пригнали яшкульских верблюдов, принадлежит областному заказнику «Степной» и является охраняемой зоной, где выращивание животных запрещено.
Верблюжья война является результатом неурегулированного территориального спора между Астраханской областью и Калмыкией, – сказал «НГ» политический эксперт Санал Лиджеев. – Эта история тянется уже несколько десятилетий, и сегодня, видимо, мы наблюдаем ее очередное обострение. Калмыкия до сих пор не имеет жестко определенных и контролируемых административных границ с Астраханской областью и Дагестаном. В итоге все решается на месте, как говорится, явочным порядком. Чья сторона ведет себя более активно, напористо, та и становится победителем».
По словам Лиджеева, «наиболее активно в территориальных спорах с Калмыкией действуют представители соседних регионов»: «В приграничных районах и поселениях Калмыкии реальными хозяевами часто являются астраханские и дагестанские чиновники, полицейские и предприниматели. Интересы калмыцких предпринимателей и жителей Калмыкии власти республики практически не защищают».
Бадма Гаряев написал соответствующие заявления прокурорам Калмыкии и Астраханской области о том, что «монгольским семьям угрожают, не дают жить». «Я считаю, что это все делается с санкции властей Астраханской области», – заявил гендиректор племзавода.
По мнению политического эксперта Виталия Арькова, верблюжья война между Калмыкией и Астраханью угрожает социальной дестабилизацией в Степной республике: «Не чувствуя защиты со стороны органов власти, жители республики не только начнут стремительно разочаровываться в руководстве Калмыкии, но и будут испытывать острое желание заменить его на более сильную и решительную власть».
Элиста