Фото Reuters
За последнюю неделю Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Красноярскому краю вынуждено было дважды выступать с официальными заявлениями по поводу освещения в СМИ уголовных дел, вызвавших широкий общественный резонанс в регионе. Следователи посчитали, что журналисты занимают в этих делах слишком субъективную позицию.Сначала СК не понравилась статья, опубликованная на портале делового издания www.dela.ru по поводу уголовного дела против экс-министра промышленности и энергетики края Дениса Пашкова (см. «НГ» от 20.06.13). По мнению следователей, сомнения автора статьи в правомочности обвинения чиновника, подозреваемого в мошенничестве в особо крупном размере, а также покойного гендиректора ОАО «Сибтяжмаш» Павла Лусникова, не имеют под собой оснований. В тексте заявления, размещенного на сайте регионального управления СК в минувшую пятницу, методично перечисляются аргументы следователей в защиту своей позиции. В результате делается вывод, что «в ходе предварительного расследования собраны доказательства, достаточные для привлечения Пашкова Д.Г. и Лусникова П.Л. к уголовной ответственности. Оценку собранным доказательствам сделает суд при рассмотрении уголовного дела по существу».
Деловой портал это заявление опубликовал, однако остался при своем мнении. «Нам, безусловно, лестно, что Следственный комитет не просто заметил нашу публикацию, а довольно подробно на нее ответил, – сообщил «НГ» главный редактор интернет-издания «Дела» Дмитрий Болотов. – Правда, не скажу, что нас аргументы следствия убедили, поскольку вопросы, которые возникли при изучении материалов «дела Пашкова», по-прежнему висят в воздухе. Возможно, сам формат заявления свидетельствует о некой неуверенности СК в своей позиции».
Вторым эпизодом, вызвавшим большой интерес красноярской общественности и массмедиа, стало возобновление уголовного преследования журналиста Олега Леонтьева. С него в декабре 2012 года были сняты обвинения по подозрению в совершении развратных действий по отношению к несовершеннолетней (см. «НГ» от 19.12.12). Уголовное дело было возбуждено в декабре 2011 года. Леонтьева задержали в феврале 2012 года в качестве основного подозреваемого. Он провел в следственном изоляторе три месяца. В его защиту было проведено несколько акций общественности, председатель СК Александр Бастрыкин взял расследование дела на личный контроль. Полгода назад защитники Леонтьева праздновали победу, но, как выяснилось, преждевременно.
Нынешним летом дело пошло на второй круг, в квартире Леонтьева и его матери в конце июня прошли обыски. СМИ по этому поводу недоумевают, а СК во вторник вечером опубликовал на сайте очередное заявление, в котором утверждается, что в массмедиа распространяется информация, не соответствующая действительности. «Распространение информации, основанной на домыслах и не имеющей отношения к реальным данным предварительного расследования, расценивается следствием как попытка деструктивного влияния на общественное мнение и в конечном итоге – на ход расследования уголовного дела», – говорится в заявлении СК. Кстати, это не первый официальный комментарий СК по поводу освещения «дела Леонтьева» в СМИ. Весной прошлого года журналистов, которые освещали это дело, уже обвиняли в односторонности и необъективности (см. «НГ» от 15.05.12).
Мать обвиняемого – известная красноярская журналистка Евгения Леонтьева – убеждена, что заявление СК является попыткой давления на СМИ. «По моим данным, одного из красноярских журналистов, который выступал с публикациями по этому делу, уже вызывали в СК, чтобы взять у него подписку о неразглашении материалов дела, – рассказала «НГ» Евгения Леонтьева. – Сын тоже не может давать комментарии по ходу расследования. СК ссылается на то, что речь идет о деле, где фигурирует несовершеннолетняя потерпевшая, однако в прошлом году их сотрудников эти соображения не смущали, когда они подробно рассказывали о ходе следствия в СМИ».
По мнению наблюдателей, СК может получить от своих последних заявлений обратный эффект. «Желание быть все время «в белом» – это болезнь не только силовиков, но и многих других госорганов и крупных корпораций. Именно поэтому любое мнение, отличное от мнения начальства, встречается в таких структурах в штыки. В результате люди, отвечающие за связи с общественностью, вынуждены постоянно бороться со СМИ без особых шансов на успех, – отмечает политолог Сергей Комарицын. – Заявления СК по поводу якобы необъективного освещения в массмедиа громких дел и процессов в Красноярске вряд ли добавят лавров их авторам, а вот повод для очередного информационного залпа по этому ведомству вполне могут дать».
Красноярск