0
2150
Газета Регионы России Интернет-версия

27.06.2013 00:01:00

Негосударственный интерес

Версия для печати
Обсудить на форуме

Тэги: красноярский край, фанерный комбинат


красноярский край, фанерный комбинат Фото Reuters

Рабочие Енисейского фанерного комбината написали Владимиру Путину письмо о помощи. «Уважаемый Владимир Владимирович! – говорится в письме. – Мы много раз видели, как Вы помогали людям в различных ситуациях, а также говорили о сложной ситуации в лесной отрасли России и необходимости ее решения. На недавнем президиуме Госсовета по повышению эффективности лесного комплекса речь шла и о «Енисейском фанерном комбинате» как о перспективном и важном проекте в области переработки леса. Мы очень надеемся на Вашу помощь».
Ситуация такова, что надежда и вправду остается только на решение первого лица. Сосновоборск, где находится комбинат, – типичный моногород. В 1970-е он был построен как рабочий поселок Красноярского завода автомобильных и тракторных прицепов и полуприцепов. В 1990-х производство прекратилось, и городок чуть не разделил печальную судьбу умирающих моногородов. Решение строить на месте завода прицепов крупнейший в Европе фанерный комбинат стало спасением.
Енисейский фанерный комбинат был пущен в эксплуатацию весной 2011 года. К концу 2012-го на нем уже работало более 800 человек. Комбинат уникальный не только для Сибири, но и для Европы: стоящее там оборудование из США в три-четыре раза мощнее, быстрее и экологичнее того, что есть в Восточном полушарии. Проектная мощность завода – 350 тыс. куб. м наиболее востребованной на рынке большеформатной фанеры и 100 тыс. куб. м товарного шпона. Причем фанера изготавливается не из традиционной березы, а из всех пород древесины, произрастающих на территории края. Она устойчива к гниению и грибкам. Класс эмиссии формальдегида: Е 1 – самый высокий, когда формальдегид фактически не выделяется. Экологичность продукции и сырья для нее подтверждена международными сертификатами. Стоит отметить, что комбинат – один из немногих примеров нового строительства в области лесопереработки, где остро стоит вопрос ухода от экспорта необработанной древесины.
Разумеется, строительство такого предприятия не могло идти без кредитных средств. И они были предоставлены – крупный государственный банк выделил кредитную линию на 120 млн. долл. Его представитель в эфире красноярского телеканала ОРТВ уверял в 2010 году, что никаких рисков банк не видит: цеха построены, идет монтаж оборудования.
Любой бизнесмен знает – первые два-три года самые тяжелые. Доходы еще невелики, а затраты растут: надо платить зарплаты работникам, вкладываться в выход на проектные мощности, в дистрибуцию, в раскрутку бренда, в рекламу. Когда ко всем объективным трудностям добавился еще и мировой экономический кризис, работать заводу стало особенно тяжело. Спрос на фанеру упал, а комбинат, и так обремененный выплатами ставок по займу, практически оказался на грани банкротства.
Что будет, если Енисейский фанерный комбинат будет обанкрочен банком? На улице окажутся более 800 человек. С учетом их семей закрытие комбината ударит по нескольким тысячам жителей Сосновоборска. А косвенно – по всему городу: ведь появление комбината вызвало рост и малого бизнеса, который тоже брал кредиты, закладываясь на рост производства на комбинате.
При этом деваться жителям особо некуда: это на карте до Красноярска по прямой 37 километров. А на деле на автобусе ехать часа два-три – по дороге, которую из-за частых ДТП называют дорогой смерти, делающей изрядный крюк из-за разделяющей города реки. Электричек из Сосновоборска нет. Что такая ситуация чревата социальным взрывом, говорить не стоит: уже сейчас город гудит как растревоженный улей.
Об эффективном освоении лесных богатств Красноярского края тоже можно будет забыть: леса так и будут, как в прежние годы, гнить, болеть и гореть. Кстати, процент освоения расчетной лесосеки в Красноярском крае ниже общероссийского почти вдвое: 15% против 29%. Именно эффективное освоение лесного фонда было одной из причин решения строить здесь комбинат.
В этой истории особо необъяснимым кажется то, что подножку комбинату поставил государственный банк. И это несмотря на то, что президент Владимир Путин уже не раз призывал государственные банки повернуться лицом к реальному сектору и оказывать тому всестороннюю поддержку. В нынешней России госбанки являются системообразующими компаниями. Им многое дано, но и задачи их отличаются от задач простого извлечения прибыли, как в случае коммерческих банков. Будучи государственными, они должны думать о государственном же интересе. В случае с комбинатом вряд ли государственный интерес заключается в том, чтобы обанкротить одно из немногих новых производств в лесопромышленном комплексе страны.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1787
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1629
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1927
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
1022

Другие новости

загрузка...