Фото Reuters
Полтора года назад мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу – создать инструмент двусторонней связи с жителями города и установить вневедомственный контроль за действиями чиновников, тем самым повысив их эффективность. Так появилась идея создания интернет-порталов «Наш город», «Дороги Москвы» и «Дома Москвы». С их помощью каждый житель города, имеющий выход в Интернет, может оставить сообщение в адрес органов исполнительной власти и оперативно решить свои проблемы.
По словам заместителя руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Натальи Катаевой, «актуальность проблем обсуждать вряд ли стоит – тема важная и интересная». Порталы призваны предоставить горожанам максимально широкое информирование о том, что делает власть в городе.
Портал «Наш город» был запущен первым – 17 октября 2011 года. На нем размещен огромный массив информации о всех работах властей во дворах домов. На портале присутствуют 22 проблемные темы, по которым каждый житель столицы может высказать свое мнение или предоставить свои замечания. По словам Катаевой, за время своего существования «сайт набрал около двух миллионов посещений. На нем зарегистрировались 90 тысяч человек».
В декабре 2011 года был открыт портал «Дороги Москвы». По востребованности сайт идет на втором месте – 200 тыс. посещений и 25 тыс. зарегистрированных пользователей. Однако за последнее время посещаемость увеличилась в 17 раз. Власти города надеются, что портал сможет догнать по популярности «Наш город». На сайте присутствует вся информация о столичных дорогах: о заказчиках дорожных работ, подрядчиках, штрафных санкциях, содержании дорог и многом другом. «Помимо прочего, – говорит Наталья Катаева, – можно в режиме онлайн увидеть, как идет уборка города».
«Дома Москвы» – самый молодой портал, предоставляющий информацию, в том числе и финансовую, об управляющих компаниях конкретных домов. На сайте сейчас зарегистрированы 10,5 тыс. человек.
Каждый из порталов снабжен интерактивной картой. «Таким образом, – говорит Катаева, – пожаловаться на действия властей или сообщить о существующей проблеме можно быстро. Мы также хотели дать возможность жителям обращаться по всем каналам, которые только возможны. Поэтому существуют не только компьютерные версии порталов, но и мобильные».
Правила обработки запросов достаточно простые и придерживаются строгих принципов. «Во-первых, – говорит Катаева, – это публичность всех действий, которые мы совершаем. Здесь необходимо соблюдать двусторонний подход. Если обращение жителя проходит модерацию – его размещают в открытом доступе. Любой ответ контрольного органа также размещается на портале и доступен всем. Второй принцип – ответственность чиновников. Все ответы размещаются не за подписью рядового чиновника, а за подписями руководителей департаментов. Третий принцип – это обязательный вневедомственный контроль. Согласитесь, неправильно держать чиновников, которые контролируют все действия других чиновников. Если затронутая проблема не решается или отклоняется – посылается запрос во вневедомственный орган, который выносит вердикт: либо отклонение было корректным, либо нет». Четвертым принципом Наталья Катаева называет жесткий административный контроль. Порталы работают под патронатом мэра – раз в месяц на совещании у Сергея Собянина рассматриваются вопросы их работы. Озвучиваются нюансы. Принимаются жесткие дисциплинарные меры, в том числе увольнения.
Система действует согласно единому регламенту. «Человек, – объясняет Катаева, – заходит на портал и предпринимает самые простые действия. Регистрируется – необязательно полностью, если он в силу тех или иных причин хочет сохранить анонимность, открывает тот объект, на который хочет пожаловаться, набирает сообщение – и отправляет». Обращение поступает в службу модерации. В соответствии с регламентом принимается решение о принятии или отклонении обращения. Брань не допускается. Отклоняются и те обращения, по которым не открыто комментирование. «Мы работаем над расширением классификатора, – говорит Катаева, – но если проблема не относится к списку комментируемых, она отклоняется. Нельзя пожаловаться на невозможность полета на Марс».
Если обращение принято, оно публикуется и отправляется в орган исполнительной власти на работу. Срок ответа фиксированный – не более восьми дней. За это время органы власти должны дать ответ. В случае отклонения обращения оно поступает во вневедомственный орган на проверку. В случае принятия ответом занимается служба модерации, которая использует те же фильтры, что и при обработке сообщений от жителей. Затем он публикуется на портале и отсылается в «личный кабинет» жителя.
За восемь дней чиновники должны либо решить проблему, либо обозначить сроки ее решения. По мнению Катаевой, подобный формат общения властей с жителями столицы существенно сокращает время решения проблем, которое в остальных случаях растягивается рамками 59-го федерального закона. Система уже начала приносить свои плоды: «По итогам марта, – говорит Наталья Катаева, – мы вышли на объем обращений жителей, превышающий объем обращений в приемную мэра. Те, кто начал работать с этим инструментом, видят эффективность рассмотрения проблем».
В ближайшее время планируется объединение порталов в единый сайт. Помимо этого в планы работ входит предоставление информации жителям Москвы о транспорте, маршрутной сети, качестве содержания остановок, вопросах ЖКХ, об устройстве подъездов. «Мы прорабатываем различные варианты, – говорит Катаева. – Сроки могут сдвинуться, но от идей мы не откажемся».