Фото Reuters
Приоритеты мэра Москвы Сергея Собянина и правительства города по вопросам социального развития во многом совпадают. Здравоохранение вызывает у градоначальника не меньшие внимание и интерес, чем пробки или дорожное строительство. Благодаря запущенной два года назад программе модернизации столичная медицина получила солидные финансовые вливания. Основная цель теперь – использовать эти деньги рационально.В 2011 году в Москве была запущена программа модернизации системы здравоохранения. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Леонида Печатникова, впервые за многие десятилетия (включая советскую эпоху) «на медицину вылился такой золотой дождь. В системе здравоохранения произошли революционные сдвиги. Мы полностью ее переформатировали».
Из более чем 500 поликлиник были созданы 46 взрослых и 40 детских амбулаторий, оснащенных по последнему слову техники. Если исходить из принципа «количество техники на миллион населения», то Москва по этому показателю сегодня опережает такие страны, как Великобритания и Франция, и находится примерно на уровне Германии. Отстает столица только от лидеров – США и Японии.
За счет экономии аппаратов компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ) было закуплено в два раза больше, чем планировалось по программе. Цены были снижены в три-четыре раза – сказалась комплексная закупка, при которой поставщик техники пошел на финансовые уступки. Главная проблема на сегодняшний день – установка аппаратов. Так, для наладки МРТ требуется 120 дней, а в совокупности со строительно-монтажными работами срок увеличивается до пяти месяцев. Для выполнения работ, которые планируется завершить к лету, привлечены строительные бригады со всей Европы. По словам Печатникова, «никогда и нигде не устанавливалось такое количество техники. Но даже сейчас, еще не завершив монтаж, мы имеем увеличение проводимых высокотехнологичных процедур в два раза по сравнению с 2010 годом. Такой доступности к диагностической технике после окончания работ нигде в Европе не будет».
Другая проблема здравоохранения – персонал, который нужно обучить пользоваться техникой. Для этих целей специалисты направляются на стажировки в Швейцарию и Израиль. Сейчас ведутся переговоры о проведении подобных стажировок в Германии.
Как следствие комплексных мер за полтора года удалось достигнуть уменьшения смертности населения на 18%. При этом смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 20%. Показатель по онкологии – 12% от общего количества смертей, и он хуже, чем в среднем по России. «Это связано с одним, – объясняет Печатников, – мы выявляем онкологические заболевания. В регионах смерти записываются под другими причинами». Существенно увеличилась и продолжительность жизни – она составляет 75,8 года. По этому показателю Москва опередила новые страны Евросоюза и вплотную приблизилась к Старой Европе. «Несмотря на скученность населения и большое число мигрантов, – говорит Печатников, – в столице самый низкий показатель смертности от туберкулеза». Причина – реорганизация системы фтизиатрической помощи.
Отмечает чиновник и некоторые особо важные события: «Недавно в 67-й больнице впервые была проведена коронарография и началось стентирование. Все новые наши больницы вступают в этот «клуб», где инфаркты миокарда можно лечить в современных условиях – на уровне Германии и Америки». Была также «реанимирована» служба неотложной помощи. «Это было сложное решение, – отметил Печатников, – но оно себя оправдало. Дело не в том, что скорая помощь стоит дороже. Те врачи, которых разгрузили и которые не поехали к больному гриппом, – поехали к человеку с инфарктом».
Важен сегодня вопрос: какая медицинская помощь является бесплатной, а какая – платной. По словам Печатникова, вся медицинская помощь, входящая в систему территориально-государственных гарантий – бесплатна: «Иными словами, бесплатно все, что по медицинским показаниям. Если же вы хотите сделать КТ головного мозга, а доктор счел, что показаний нет, – вы можете сделать его, но платно».
Другую проблему составляют вопросы относительно коммерческих названий лекарств. Система отечественного здравоохранения сейчас действует таким образом, что лекарства покупаются по международному непатентованному названию (МНН). Здесь есть несколько нюансов. Лекарства с одной и той же формулой могут проходить под разными названиями. На аукционах покупаются по МНН, однако часты случаи, когда пациенты просят именно лекарства с коммерческими названиями. Если больной жалуется на аллергию или приводит другие важные доводы, то в порядке исключения покупаются такие лекарства. «У этой медали, – говорит Печатников, – есть две стороны. С одной, мы хотим купить подешевле – по МНН. Ведь лекарства с коммерческими названиями могут стоить 3 тысячи рублей, а лекарства с той же формулой, но под другими названиями – 300 рублей. С другой стороны, разные производители не всегда производят одно и то же под одними названиями – в таблетках могут быть еще и наполнители. Дело не только в химической формуле». Но дефицита лекарств, по словам чиновника, нет уже второй год.