Виктору Ишаеву поручено избавить Дальний Восток от неофициального статуса «сырьевого придатка». Фото с сайта полпреда президента РФ в ДВФО
Расходы на реализацию госпрограммы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона составят более 10 трлн. руб. Об этом сообщил в четверг на заседании правительства премьер Дмитрий Медведев.Главная цель программы – планомерное развитие отдаленного региона России. В ее составе две федеральные целевые программы: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов на период до 2015 года», а также дюжина подпрограмм, которые охватывают основные направления развития территории.
Стоимость пакета – более 10 трлн. руб., которые будут составлять не только госинвестиции, большая часть финансирования – внебюджетные или инвестиционные средства компаний.
Деньги намечено вложить в транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуры. В частности, планируются модернизация транспортных магистралей, включая Транссибирскую магистраль и БАМ, строительство и реконструкция автомобильных дорог, аэродромов, морских портов. Это позволит переключить на восточные регионы часть грузопотоков по маршруту Азия–Европа–Азия и получить новые источники доходов. Серьезную поддержку проектов, входящих в госпрограмму, должен оказать Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Проект госпрограммы рождался в муках. Сначала президент Владимир Путин раскритиковал главу Минвостокразвития и дальневосточного полпреда Виктора Ишаева за нерасторопность в подготовке документа. «Призываю вас сделать это как можно быстрее, для того чтобы нам не ссориться в нашем узком кругу, не делать это все из-под палки, не прибегать к каким-то санкциям», – предостерег Путин, обращаясь к чиновникам на заседании Госсовета в конце прошлого года. И предупредил Минвостокразвития, что нельзя рассматривать эти регионы как исключительно сырьевые. Главное для развития территории – это создание особых условий для бизнеса.
Ишаев пообещал «настойчиво решать обозначенные проблемы». Но проект, в котором предполагалось привлечение из федерального бюджета 5,7 трлн. руб., был отправлен на доработку. В нем не учитывались расходы на реконструкцию БАМа и Транссиба. При этом документ предполагал увеличение населения Дальнего Востока при помощи льгот и повышенных пособий, изменение порядка заключения госконтрактов, предоставление большей свободы недропользователям и другие нововведения.
Последняя версия госпрограммы была рассмотрена в конце прошлой недели. По мнению Ишаева, регион должен выполнять роль не буфера, а контактной зоны, стать ключевым звеном интеграционных процессов, фасадом России в АТР. Для этого необходимо радикально изменить модель его экономического и социального развития. «Основной особенностью, характеризующей современное социально-экономическое положение Дальнего Востока и Байкальского региона, является несопоставимость потенциальных возможностей и реального уровня его развития. За последние годы достигнут определенный прогресс, но его основные экономические показатели, а также показатели, характеризующие уровень жизни населения, хуже, чем в среднем по России. Из-за этого продолжается отток населения. Продолжается примитивизация структуры экономики региона, закрепляющая его в роли сырьевого придатка более динамично развивающихся государств», – отметил Ишаев.
Проект не согласовал лишь Минфин, посчитав его нуждающимся в доработке. По мнению главы ведомства Антона Силуанова, в программе предусмотрен низкий уровень внебюджетных источников финансирования. Но ведомствам поручено найти компромисс до 26 марта с.г.
Показатели госпрограммы не вызвали серьезных нареканий членов Общественного совета при Минвостокразвития. Даже планы по увеличению населения макрорегиона к 2025 году до 12,4 млн. человек показались им достижимыми при условии создания производств. Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский полагает, что программа – неплохой вектор для развития: «Бизнесу необходимы условия в виде удобной инфраструктуры, определенных налоговых преференций, выгодного кредитования, тогда появятся средства и возможности для обновления, развития, для жизни».
В последние годы на Дальнем Востоке реализовано несколько крупных инвестпроектов: две очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и автодорога Чита–Хабаровск, космодром «Восточный». В прошлом году во Владивостоке прошел саммит стран АТЭС, на подготовку региона к нему было потрачено более 680 млрд. руб. Эксперты считают, что прошедший форум – это первый проект в Сибири и на Дальнем Востоке за 20 лет, реализованный в основном за бюджетные деньги. Но он лишь наметил направления развития региона, и для их реализации необходима была специальная программа.
Владивосток