Московские родители начали занимать места в очереди в первый класс на 2013 год. Электронная запись будущих первоклассников стартовала 1 декабря в Зеленограде и 15 декабря во всей столице, сообщил вчера глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. Причем запись сейчас идет бойчее, чем год назад. По последним данным, в школы мегаполиса зачислено 18 597 первоклассников.
Для московских педагогов 2012 год был отмечен ростом доходов, отмечает министр столичного правительства Исаак Калина. Средняя зарплата учителей в последние три года заметно увеличивается – в 2010-м они получали в среднем 39,2 тыс. руб., в 2011 году – 42,7 тыс. руб. А в 2012 году ее уровень достиг 57,6 тыс. руб. У воспитателей жалованье чуть скромнее, но его рост также ощутим – с 25,4 тыс. руб. в 2010 году, к 28,6 тыс. руб. в 2011 году, к 36 тыс. руб. в году нынешнем.
Уже второй год москвичи могут записать ребенка в первый класс через Интернет, формируя прозрачную электронную очередь. А ведь еще несколько лет назад в августе возле некоторых школ разгорались настоящие баталии – родители пытались всеми правдами и неправдами включить малыша в список учеников, причем, поскольку не было известно, кто из претендентов вошел в шорт-лист, дело доходило до рукопашной. Электронная очередь избавила жителей города от подобных сцен. Электронной записью в 2012 году воспользовались более 53 тыс. московских семей, при том, что год назад таких родителей было примерно 34 тыс.
«Для нас важная цифра – примерно 60% родителей подают заявки в школу, находящуюся в том же районе, где проживает семья, – говорит Исаак Калина. – Этот показатель должен быть выше с учетом того, что у многих место регистрации просто не совпадает с местом проживания. В 2011 году доля жителей, подавших заявление только в основную школу, была в два раза меньше – 28,34%». Педагоги ратуют за то, чтобы дети учились недалеко от дома, избегая долгих поездок в транспорте, переходов через оживленные магистрали и железнодорожные пути, что часто подвергает детскую жизнь опасности. «Нет такой школы, ради которой следовало бы рисковать жизнью своего ребенка, – говорит Исаак Калина. – Родителям лучше верить в способности своих детей, чем в чудо-школы». Потому в первую очередь в школы будут зачислять детей, которые проживают в этом же микрорайоне, а затем в каждой ситуации разговаривать с родителями, узнавать, почему они выбрали это учреждение, смогут ли они каждый день приводить ученика к парте и забирать его после занятий.
В нынешнем году москвичи получили возможность записывать через Интернет детей в кружки и секции. Хотя пока система несовершенна, она позволяет Департаменту образования сформировать полную картину – что нужно родителям и детям, каков спрос на разные специализации. А это, в свою очередь, помогает учитывать мнение потребителей при создании новых кружков. Вообще, как считает Калина, система образования в последний год ощутимо меняется – если раньше школа диктовала условия семье, то теперь семья диктует разумные запросы, вынуждая педагогов меняться. Ведь школы заинтересованы в том, чтобы родители приводили детей, за которыми в учреждение поступит бюджетное финансирование.
Качество образования для родителей в новых условиях становится важным критерием подбора школы. Кроме вызывающего немало нареканий у россиян ЕГЭ, семьи традиционно смотрят на то, сколько победителей олимпиад учатся в том или ином учреждении. Принято считать, что чем их больше, тем более профессиональные педагоги трудятся в школе. Московская система образования – обычно лидер по количеству «олимпийцев»: в 2010 году в городе победителей и призеров заключительного этапа олимпиад было 74, в 2011-м – 86, в нынешнем – уже 126. Как говорит директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады в столице на порядок больше – в 2010 году их было 278, в 2011-м – 319, а в 2012-м – 331. Причем усиление позиций московских «умников» отмечено за счет дисциплин, которым последнее время в городе стали уделять больше внимания, – биологии, русскому языку.
В следующем году, по словам Исаака Калины, Департамент образования намерен сконцентрироваться на трех целях. Во-первых, в каждом микрорайоне планируется обеспечивать жителей образовательными услугами, которые необходимы их детям. Это позволит избежать регулярных переездов родителей и детей по городу, что более безопасно для их здоровья. Во-вторых, планируется повысить качество образования, используя для этого новые технологии.