Калмыцкие буддисты провели первый в своей истории духовный парад. Посвященный 20-летнему юбилею религиозной деятельности шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, он может стать новой калмыцкой традицией. Эксперты считают акцию не только признаком адаптации поклонников Далай-ламы к веяниям политической моды, но и новым технологическим решением проблемы уличного протеста для партии власти.
На смену выдыхающейся политической «протестной улице», возможно, приходит «улица религиозная». В канун Дня российского единства в Элисте состоялся первый в истории России духовный парад буддистов. В то время как в других городах страны сторонники националистов только готовились к очередному Русскому маршу, калмыцкие буддисты открыли новую страницу в новейшей истории страны, предложив в качестве альтернативы протестным и националистическим шествиям позитивную религиозную манифестацию.
Как рассказал «НГ» советник шаджин-ламы Калмыкии, вице-спикер Народного хурала республики Хонгор Эльбиков, идея проведения парада принадлежит руководителям Объединения буддистов Калмыкии (ОБК): «В состав ОБК входят 27 буддистских общин и местных религиозных объединений Калмыкии, которые объединяют десятки тысяч людей и представляют практически всю республику». Президентом ОБК является шанджин-лама Тэло Тулку Ринпоче.
По словам Эльбикова, первоначально духовному параду отводилась сугубо техническая роль: «Нужно было обеспечить организованный переход людей из центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», где проходила молодежная религиозная игра «Путь к познанию», в здание Национального театра, где должно было начаться торжественное празднование по случаю 20-летней деятельности шаджин-ламы Калмыкии». Однако в итоге «техническое» шествие превратилось в религиозную манифестацию, которую возглавил сам Тэло Тулку Ринпоче.
«Впервые в Калмыкии прошел духовный парад с участием представителей буддийских общин и центров, верующих, молодежных организаций», – рассказал Эльбиков, заметив, что это стало ярким событием для республики».
Источник «НГ» в Народном хурале сообщил, что идея организации духовного парада понравилась и религиозным, и политическим лидерам республики: «Уже появились предложения сделать духовные парады традиционными. Тем более что у населения есть интерес к публичным акциям, и на эти запросы нужно реагировать».
«Калмыцкая инициатива является попыткой республиканских властей предложить альтернативную протестной улице повестку дня, – считает политолог Виталий Арьков. – При сохранении интереса у определенной части населения к публичной активности, при наличии оппозиционных настроений проект духовных парадов можно рассматривать в качестве противовеса возможным попыткам протестных групп перехватить инициативу у партии власти на уличной площадке».
По мнению политолога Андрея Миронова, калмыцкий опыт может быть использован и в других регионах: «Хотя в целом протестная активность в российских городах снижается, тем не менее в уличной политике по-прежнему преобладает оппозиционная, антиправительственная, националистическая риторика. Предложенная калмыцкими буддистами идея проведения духовных парадов, разумеется, с учетом религиозной специфики отдельных субъектов Федерации может стать перспективной альтернативой нынешней уличной политической тусовке».
Эксперт не исключил проведения духовных парадов православных, мусульман, представителей иных конфессий в Москве и других проблемных городах страны.
Элиста