В ряде регионов России уже собирают подписи за переименование Волгограда в Сталинград.
Фото с официального сайта «Профсоюза граждан России»
Волгоград может исчезнуть с карты России в ближайшее время. А на его месте появится название, известное всему миру, – Сталинград. По крайней мере подобные слухи усиливаются в последнее время. И обосновываются как минимум тремя группами аргументов.
Во-первых, социально-политическая обстановка в стране весьма благоволит к реализации подобной идеи. Российские власти взяли, судя по всему, курс на мобилизацию общества, обосновывая это внезапно появившимися внешними и внутренними угрозами (которые наверняка еще сильнее актуализируются после президентских выборов в США). Идет популяризация оборонного сознания, происходит активный поиск новой патриотической идеологии (в связи с чем появился, например, феномен Изборского клуба) и т.д. Все это предполагает оживление символов советских и российских побед, особенно тех, что еще остаются живыми в памяти граждан. Одной из самых ярких таких побед является, несомненно, сталинградская виктория.
Во-вторых, началось «прощупывание» общественного мнения на предмет переименования Волгограда в Сталинград. Так, несколько дней назад, почти сразу после появления указа президента о подготовке празднования 70-летия сталинградской победы (оно будет отмечаться 2 февраля 2013 года), писатель и коммерческий директор Первого канала в Санкт-Петербурге Николай Стариков опубликовал обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой «вернуть городу-герою на Волге имя Сталинград». По мнению Старикова, возвращение Сталинграду его имени, «покрытого славой великой победы», позволит «восстановить историческую справедливость по отношению к нашему народу-победителю», «послужит делу укрепления позиций России на внешней арене», а также «станет сигналом всем того, что мы сегодняшние достойны своих предков и не позволим больше никому пытаться лишить нас нашей, столь тяжело доставшейся независимости».
Другими словами, возвращение в актуальное российское политическое топонимическое и мифологическое пространство имени Сталинграда должно стать свидетельством трансформации государственной концепции суверенной демократии в опять-таки государственную доктрину суверенного патриотизма. Это позволит властям убить сразу двух зайцев: прислониться к тени все еще популярного в российском общественном мнении образа Сталина (на чем играют наиболее активные оппозиционные силы страны – коммунисты и националисты), а также придать новому российскому суверенному патриотизму модный в молодежной аудитории оттенок глобализации – ведь Сталинград является именно международным символом победы над фашизмом, который при этом не поддается политической девальвации (в отличие, например, от памятников советским воинам за пределами России).
Наконец, в-третьих, более года назад, в начале мая 2011 года, выступая на презентации Общероссийского народного фронта в Волгограде, Путин бросил фразу, остающуюся популярной среди волгоградских политиков и экспертов до сих пор: «Как же нам побеждать без Сталинграда?» Речь шла о перспективе участия Волгограда в чемпионате мира по футболу 2018 года. Многие волгоградские эксперты расценили эти слова как волшебные, как входной билет для бывшего Сталинграда в пул городов – участников мундиаля. И не ошиблись: 29 сентября с.г. руководители FIFA назвали город-герой на Волге в числе тех российских городов, в которых через шесть лет пройдут матчи футбольного чемпионата.
Однако за радостными торжествами по поводу исторического решения FIFA наблюдатели, судя по всему, позабыли о точности президентской формулировки. А ведь Владимир Владимирович сказал именно «Сталинград» – не Волгоград, не Царицын, не Сарай-Берке, наконец.
Так что не исключено, что еще одним элементом подготовки города на Волге к мундиалю станет его переименование в Сталинград – и не только для поддержания духа новых суверенных патриотов страны, но и для продвижения проекта русского мундиаля в международном общественном мнении. Ведь про Сталинград за рубежами нашего отечества знают почти все, а про Волгоград, увы, слышали немногие.
Если эти предположения верны, то ожидать переименования Волгограда в Сталинград можно либо в ноябре с.г. (19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом), либо в конце января 2013-го (2 февраля 1943 года битва на Волге окончилась победой советского оружия).
В пользу идеи переименования города-героя на Волге в 70-летнюю годовщину Сталинградской победы говорит еще один аргумент: пока живы ветераны Великой Отечественной, которые смогут оценить величие президентского указа о возвращении Сталинграда. К следующему юбилею благодарных и честных стариков-победителей скорее всего останется мало или уже не останется.
Волгоград